С арфистками для увеселения публики

Ресторанная история далеко не всегда становится частью официальной истории города. Гораздо чаще на туристских маршрутах мы встречаем музеи, театры или памятники героям. Но иногда и наше кулинарное прошлое бережно сохраняется и служит потомкам.

Удивительным образом страшный пожар 1842 года послужил обновлению облика Перми. Вот и на том месте, где был скромный дом с садом чиновника Афиногенова, впоследствии отстроили двухэтажный особняк. Отделка нового оштукатуренного дома в стиле русского классицизма была так хороша, что он казался каменным. Василий Евграфович Вердеревский, его владелец, председатель Казенной палаты, приходился дядей известному тогда поэту Евгению Вердеревскому, который воспел Пермь в записках «От Зауралья до Закавказья».
Вердеревский был предприимчивым человеком, открыл в доме трактир «Славянский базар» с «арфистками и прочими увеселениями публики», при котором были и гостиничные номера. Почин был настолько удачен, что рестораны и гостиницы размещались в этом доме почти всю его долгую жизнь. Публике здесь очень нравилось, но вот поэт Владимир Маяковский не нашел здесь бильярда, который бы скрасил его пребывание в Перми, и он переселился в «Королёвские номера».

Вердеревский продал дом семье владельцев губахинских и кизеловских шахт Протопоповых. Из этой семьи вышла известная революционерка и биолог-лысенковец Ольга Лепешинская. Когда после смерти главы семьи имуществом начала управлять мать семейства, женщина властная и энергичная, она попыталась приобщить к делам и Ольгу. Однако визит молодой девушки в Губаху повлиял на нее самым неожиданным образом. Она ужаснулась условиям жизни шахтеров и после окончания гимназии, уехав в Петербург, вышла замуж за революционера Лепешинского.

В дальнейшем домом владел золотопромышленник Шайдуров, семья Ветошниковых; в нем размещалась фотография Метаниевой и типография Каменского. А после революции гостеприимный дом претерпел логичную метаморфозу - номера стали общежитием, в которых поселились студенты железнодорожного техникума.
В начале 1990-х он представлял собою ужасающие, предельно изношенные трущобы, перенаселённые, к тому же, жильцами. Обсуждалась возможность сноса здания. За его спасение взялся Пермский филиал "Транскапиталбанка". Банк на свои средства расселил всех жильцов, заказал ведущим пермским архитекторам проект реставрации, а затем на протяжении 1992-95 гг. профинансировал реставрационные работы.

Сегодня дом Вердеревского - пример едва ли не самой удачной в Перми реставрации.
А что до пермских ресторанов, то они сегодня продолжают славные традиции. Хоть арфисток я там и не заметил.
|
</> |