Русский культурный код
nash_dvor — 28.02.2023
После цикла постов Евразия vs Европа пришло время поговорить о
русском культурном коде, взглянув на историю России и те системные
кризисы, через которые она проходила, именно с этой точки
зрения.
И чтобы было понятней, о чем мы говорим, определение
культурного кода
Культурный код – это набор характеристик, образов и устойчивых
представлений, доставшихся народу от предков, которые понятны
каждому. Он помогает понимать поведенческие реакции и определяет
народную психологию. Культурный код – это своего рода ключ к
пониманию культуры народов, их уникальных особенностей.
Культурный код – это набор характеристик, образов и
устойчивых представлений, доставшихся народу от предков, которые
понятны каждому. Он помогает понимать поведенческие реакции и
определяет народную психологию. Культурный код – это своего рода
ключ к пониманию культуры народов, их уникальных особенностей.
Чтобы лучше понять культурный код, в дополнение к написанным ранее
постам о том, в каких именно условиях и окружении зародилась
русская государственность и как она объединяла сначала племена, а
потом народы, можно посмотреть на то, кто на Руси был сквозь века
героем, оставшимся в памяти, истории и в фольклоре народа.
Кадр из фильма "Садко". Сергей Столяров в роли Садко
Культурным символом Варяжcкой Руси можно назвать Садко - он и
купец, и воин, и своего рода волхв-гусляр.
Виктор Васнецов "Богатыри" 1881—1898 гг.
Любимые былинные герои Святой Руси - три богатыря Добрыня Никитич,
Илья Муромец и Алеша Попович. Все три являются воинами и, если так
можно сказать, дипломатами того времени, а их прототипы так или
иначе связаны с церковью. Прототипом Ильи Муромца вообще считается
инок Киево-Печерского монастыря Илия Печерский.
Юрий Пантюхин "Александр Невский" левая часть триптиха "За Землю
Русскую". 2003 г.
Нападение Орды. Первый системный кризис и вилка выбора -
каким путем идти . Культурным символом княжеской власти стал
Александр Невский, в отличие от Даниила Галицкого выбравший
правильную сторону истории, которая сохранила Русь. Александр
Невский - воин, торговец и святой
М. И. Авилов "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле"
1943 г.
Еще из этого ордынского периода мы помним воинa по имени Пересвет,
инокa Троице-Сергиевского монастыря.
Напомню, что Мамай был ордынским
самозванцем из Крыма,
который
в союзе с литовцами решил прибрать к рукам власть
после смерти Джанибека и подчинить себе Русь. Литовцы тогда уже
были непосредственными конкурентами Руси от европейской цивилизации
и были бы не прочь разделить Русь между собой и Мамаем
Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Русский лубок. XIX
век
Следующий культурный символ, воспетый народом, - покоритель
Сибири Ермак Тимофеевич. Ермак жил в XVI веке, погиб в 1585 году.
Воин-казак, связанный с сибирской торговлей и, собственно,
безопасность торговли для местных купцов и промышленников в тех
местах и обеспечивающий
М. И. Скотти. "Минин и Пожарский" (1850)
Смута. Второй системный кризис и вилка выбора - каким путем
идти.
Символом этого времени стали Минин и Пожарский.
Пожарский был князем, а во время Смуты служил воеводой. А Минин был
купцом с мясной лавкой из семьи, занимавшейся соляным промыслом, в
котором участвовал и Пожарский. Минин выступил в этом тандеме
администратором, переговорщиком и дипломатом, а Пожарский
воеводой. А еще в обороне русских земель от иноземных
захватчиков в это время непосредственное участие принимало огромное
количество монастырей, превращенных в военные крепости.
В XVIII веке уже в Российской империи появляются два новых любимых
народных героя
В. М. Васнецов "Иван-царевич на Сером Волке"
Зафиксированный в литературе в конце XVIII—начале XIX века
Иван-царевич — мифологизированный образ главного героя русских
народных сказок, деяния которого — образец достижения
наивысшего успеха. По повелению или по собственному долгу Иван
Царевич призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную
с риском и геройством, и при этом он проходит через такие
испытания, которые и делают его достойным статуса "царевича"
Кадр из мультфильма "Межа" (1967 год) по мотивам русских сказок
про солдатскую смекалку и былин о появлении Змиевых валов
Солдат в русских народных сказках храбрый, умный, смелый, "ни в
огне не горит, ни в воде не тонет, ни черта не боится, ни
покойников". Зовут солдата в народных сказках Иван или Андрей.
Сказочный солдат одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За
плечами у него ранец. Вооружён он или ружьём или тесаком. Солдат
имеет крученые усы и курит трубку. Едой ему служат сухари. Любимым
музыкальным инструментом солдата является барабан. И Солдат этот
часто имеет дело с разнообразной нечистью, но всегда эту нечисть
побеждает. Иногда солдат выполняет непосредственные поручения царя
или царицы, чем-то напоминая древнерусских богатырей, выполнявших
поручения князя.
Любимым народным героем XIX века является "наше всё" Александр
Сергеевич Пушкин
Иллюстрация к сказкам А.С. Пушкина. Знаменитое
"Лукоморье"
В мощнейшей, блистательной и могучей Российской империи в
памяти народной "любимыми героями" стали не военные элиты, а
деятели культуры, потому что с культурной точки зрения в России был
огромный системный кризис. Элита, которая говорит на французском
языке и пытается быть европейцами, - это для русского народа не
"герой моего романа"
Помимо Пушкина россияне еще многих деятелей культуры этого
времени любят и обожают - и композиторов, и художников, и
писателей... Людей, которые хранили и защищали русскую культуру от
европеизации.
А вот с военными народными героями (не солдат и не
Иван-царевич) в то время было плохо, российскую аристократию в
конце XVIII века законодательно освободили от военной повинности -
обязанности защищать страну и народ. Этот системный кризис - выбора
вилки, куда же стране идти, закончился революцией и полной сменой
элит.
Я пропущу революционные события и их героев, пусть с этим
разбираются наши потомки хотя бы лет через 100, когда им со стороны
уже будет виднее.
Вот это русский культурный символ ХХ века.
Памятник Воину-освобoдителю в Трептов-парке
История, как известно, повторяется по спирали, и в какой-то
степени это даже смешно, до чего же много общего в нынешней
ситуации Смуты 2.0 с тем, что было в начале XVII века. В
принципе, и описывать то ничего не надо, все всё и без меня
знают. Очередная вилка - очередной этап выбора.
В.В. Путин на открытии памятника Александру Невскому
Ну так и как же его описать - русский культурный код?
Основных постулатов, собственно, всего два.
1. Россия - собственная евразийская цивилизация. Называть
Россию в культурном контексте Европой - это системная ошибка.
Россия развивалась как государство не европейского / римского
вида, а как государство вида евразийского / исторически так
называемого союза племен, где все участники имеют
одинаковые права и выгоды от этого союза
Именно поэтому "историческая Россия – не этническое
государство и не американский "плавильный котел", где, в общем-то,
все так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась
как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно
шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения,
смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне.
Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими.
Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было
совместным делом многих народов" (с)
2. Русские - суперэтнос, все те люди, которые стали частью
русского мира. Поэтому по конституции русский народ является
государствообразующим (статья 68), а его миссия – объединять и
скреплять русскую цивилизацию (Российское
государство)
Основа русской цивилизации и ее скрепы - военные, защитники Земли
русской, стоящие на страже торговых и экономических интересов
страны и ее населения, обединенные общей духовной идеей / верой и
культурой. В течение времени это как-то может варьироваться в
ту или иную сторону (общество не стоит на месте, а развивается), но
стержень один и тот же. По героям видно. И по тому, какие были
кризисы и как из них выходили.