"Сердца четырёх" (1941) / Мода предвоенного года
nash_dvor — 25.02.2023
В фильме "Сердца четырёх" (1941) показана не только предвоенная
солнечная жизнь с её чётко ощущаемой тревогой (неслучайно действие
переносится из Москвы куда-то в некие “Юрьевские лагеря”), но и
домашний быт, одежда, учёба-труд-увлечения и - любовь, в конце-то
концов. Сегодня мы посмотрим, что из себя представляла тогдашняя
мода, а она весьма примечательна!
Кадр из фильма "Сердца четырёх" (1941).
Американская военная форма, задававшая тон в ...женской
моде.
В 1939-1940-х гг. изменился силуэт - чуть завышенная талия,
актуальная для первой половины 1930-х, оказалась на привычном
месте, подол сделался намного короче и юбка теперь не обрисовывала
бёдра, но была слегка расклешенной. Это достигалось, в частности,
плиссировкой (у Шурочки в одной из сцен юбка с крупным плиссе).
Плечики стали ещё шире и главное - жёстче. Фигура стала напоминать
две трапеции, соединённые в области талии.
Причина? Война.
Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды
Мэган Виртанен.
Для сравнения летняя мода 1937 года.
Это - стиль униформы, причём, американской - страны, которая в
1939 года сделалась центром моды, ибо в Европе шли бои, тогда как
Голливуд и нью-йоркский Бродвей оказались далеко от эпицентров.
Историки моды разделились во мнениях: одни полагают, что форма
стала прототипом гражданского платья, тогда как их оппоненты
убеждены, что армейский вариант - продолжение того, что было в
относительно мирное время, когда США ещё не вступили в войну.

Клетчатое платье летнего сезона 1941 года. Справа - пояса,
напоминающие солдатские ремни. Мода 1941 года. Иллюстрация из
коллекции историка моды Мэган Виртанен. / Кадр из фильма “Сердца
четырёх” (1941).
Но это уже спор профессионалов. В любом случае ощущение
казармы присутствует и не так важно, что было в начале. В фильме -
три модницы, две молодые-прекрасные, то есть сёстры Мурашовы, и
одна - карикатурная - соседка-маникюрша. Все три одеваются в
плечистые жакеты, платья, блузы и резко подчёркивают талии - до
этого пояса были скромные, тонкие и часто того же цвета, что и
наряд.
Короткие жакеты. Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). /
Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган
Виртанен.
Кадры из фильма "Сердца четырёх" (1941)
С 1939 и - особенно 1940 года пояса широкие и броские. Этакая
фантазия на тему …солдатского или офицерского ремня. Получился
строгий и собранный силуэт, несмотря даже на бантики и буфы
рукавов. Короткие жакетики, в которых появляются Шурочка и Галина,
в принципе, характерны для этого десятилетия - чем короче “верх”,
тем ноги кажутся длиннее. У маникюрши мы видим летний комплект, где
жакетик сшит из той же ткани, что и платье.

Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). / Мода 1941 года.
Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен. Короткий
жакет в комплекте с платьем, сшитым из двух материй.
Такую же красоту можно увидеть у Фаины Раневской в комедии
“Подкидыш” (1939), разве что крупные дамы не носили укороченный
вариант. Также мы наблюдаем у маникюрши стильную и - мало кому
подходящую конусообразную шляпку. На картинках она выглядела
эффектно, а в реальности никого особо не украшала. Впервые это чудо
появилось в коллекциях Эльзы Скиапарелли, которая, в принципе, не
создавала массовую моду, ибо считалась ...сюрреалисткой.

Обложка журнала мод и кадр из фильма “Подкидыш” (1939).
Большинство женщин в таком головном уборе казались клоунами. У
Галины шляпа, напоминающая мужскую, но с кокетливой ленточкой -
тоже один из трендов 1930-х, но уже не сюрреалистический, а -
реалистический. На излёте 1930-х вышли из моды короткие волосы -
этот “бич” эпохи. Общество, хоть и не без сопротивления, но за два
десятка лет успело привыкнуть к “мальчишеским” стрижкам у молодых
девиц и - …не юных леди.

Конусообразный верх шляпок. Иллюстрация из коллекции
историка моды Мэган Виртанен.
Однако именно перед войной вдруг сделались популярны сложные
укладки - всевозможные “улитки” и “виньетки”. В 1940-1941 гг.
волосы отращивали ниже ключиц и активно завивали, а потом локоны
становились всё длиннее, до самых плеч - как у голливудской дивы
Риты Хейворт или у венгерки Марики Рёкк. Тут было нечто
иррациональное - чем сложнее была жизнь, тем меньше хотелось иметь
стриженый затылок.
Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). / Рекламный плакат конца
1930-х годов. Фрагмент.
Жизнь в СССР 1939-1941 гг. сделалась, можно сказать,
зажиточной. Все, хотя и готовились к оборонительным сражениям, но
обустраивали своё жилище, посещали рестораны и закусочные, в
магазинах (впервые после НЭПа) стали свободно лежать дорогие ткани,
вроде панбархата на шифоне. Появлялось кино о “сытом обществе” -
“Моя любовь” (1940), “Светлый путь” (1940), “Иван Антонович
сердится” (1941). Потом, уже после великой Победы, все мечтали
вернуть именно эту жизнь - ту, что была с 1938 по июнь 1941
года.
Две модные ленинградские девушки - как раз в тему. Май 1941
года. Что их ждёт? Они даже представить не могут...
Отсюда
Бонус: Раскрашенные кадры из фильма "Сердца
четырех"

