Русский каганат и происхождение Руси

топ 100 блогов oldrus07.02.2022 Выложил одну главу из своей книги "Восточные славяне накануне государственности" (М.: Вече, 2020), которая называется

Русский каганат и этнографические сведения восточных источников о русах

Я являюсь убеждённым сторонником концепции иранского (аланского) происхождения Руси, разработка которой связана с именами Д.И. Иловайского, Г.В. Вернадского, Д.Т. Березовца, Д.Л. Талиса, О.Н. Трубачева, В.В. Седова, Е.С. Галкиной (в работах которой она приняла наиболее законченную форму)*.

Все источники до конца IX в., говорящие о русах, имеют в виду народ близкий к аланам и только на следующем этапе в понятие «русы» включаются славяне и варяги. Русский каганат IX в. – это государство аланов на Верхнем Дону, археологическим соответствием которому является лесостепной вариант салтово-маяцкой культуры, а вероятной столицей – Верхнесалтовское городище. Славяне юго-восточной Европы, представленные волынцевской археологической культурой были подвластны аланам-русам и также входили в состав Русского каганата, отчего на их земли распространился хороним «Русская земля» (т.н. «русская земля в узком смысле», очерчиваемая по летописным известиям XI-XIII вв. точно соответствует ареалу волынцевской культуры). Также и первые варяги, поселившиеся в Восточной Европе, видимо, стали вассалами аланского Русского каганата. На это указывает заимствование ими салтовской тамги, ставшей основой для т.н. «знаков Рюриковичей» – эмблем князей, принадлежавших к правящему роду. Такое заимствование логично именно для вассалов, вероятно, это вообще не «заимствование»: власти Русского каганата просто пожаловали своим варяжским вассалам определенный тип тамги, как, видимо, они жаловали разные типы тамг всем должностным лицам и вассальным правителям. Влияние салтовцев на варягов было огромно, вплоть до перенятия варягами у салтовских аланов элементов внешнего вида (прическа Святослава) и одежды. При этом, видимо, на варягов был перенесен и этноним русы.

Потом, когда Русский каганат прекратил свое существование (это произошло где-то в промежутке между серединой IX и началом Х в. скорее всего из-за войн с Хазарией и ударов кочевников), эти варяги обособились и начали процесс подчинения восточнославянских племен и борьбы с Хазарией, известный по древнерусским летописям.

Таким образом, IX век в истории Восточной Европы был, по моему мнению, «аланской эпохой» – периодом политического доминирования аланов-русов, носителей самой развитой в регионе культуры. Салтовская культура находится именно там, где восточные авторы локализуют русов, а то, как жизнь «салтовцев» рисуется по археологическим материалам удивительно точно совпадает с этнографическими описаниями русов у мусульманских писателей (погребальный обряд, наличие городов, высокоразвитой металлургии, корабельного дела и т.д.).

Основа roxs/ruxs – «светлый», «блестящий» известна по ряду сармато-аланских иранских этнонимов.В первые века н.э. ряду античных источников известны Ῥοξολάνοιроксаланы, то есть «светлые аланы». Автор рубежа IX-X вв. Ибн-Русте говорит, что «Аланы состоят из четырех племен, но почет и царство принадлежат у них племени, называемому Д.хсас (или Р.хсас)». Д.хсас/Р.хсас – передача иранского этнонима рухс-асы – «светлые асы».

То, что именно эти рухс-асы были политическим ядром аланов, ушедших в VIII в. из Кисловодской котловины на Верхний Дон (где они создали салтово-маяцкую культуру) удостоверяется свидетельством из дополнительных известий составленного в конце IX в. королем Альфредом (872–899/901) или кем-то из его окружения перевода на англосаксонский язык «Истории против язычников» Павла Орозия, где русы (рохоуаски) помещены в Подонье: «Европа начинается, как уже сказано, от реки Даная (Дона), которая стекает с северной части гор Риффенг (Рифейские горы – Урал), лежащих близ того гарсекга, который зовется Сармондийским (Сарматским). И эта река Данай течет оттуда на юг, на запад от алтарей Александра, в [землю] народа Рохоуасков (рухс-асов – «светлых асов» – русов). Она образует то озеро, которое называется Меотедийским (Азовское море), и [течет] далее многими потоками, близ того города, который называется Феодосия, [и] на востоке впадает в море, которое называется Эвксином (Черное море)».

В Баварском географе (середина – вторая половина IX в.) русы помещены между хазарами (Caziri) с одной стороны, древлянами (Forsderen liudi — «лесные люди»), полянами (Fresiti — «свободные жители», то есть жители полей, свободной от леса местности, противопоставленные по этому признаку своим соседям-древлянам), лучанами (Lucolane) и венграми (Ungare) – с другой: «Кациры (Caziri), 100 городов. Русь (Ruzzi). Форшдерен лиуды (Forsderen liudi). Фрешиты (Fresiti). Шеравицы (Seravici – этноним, видимо, славянский). Луколане (Lucolane). Унгаре (Ungare)».

То, что в сармато-аланском мире основа roxs/ruxs могла выступать в этнонимическом значении не только в качестве составного элемента, но и отдельно, надёжно подтверждается источниками.

Автор середины VI в. гот Иордан рассказывает о народе росомонов (Rosomoni) (то есть буквально о «народе рос» или «людях рос»: ros + mon – «человек»), враждовавших с готским королем Германарихом: «Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему (Германариху) в числе других племён, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], её мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же её, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного» (Iord., Get. 129). Названные Иорданом имена росомонов Сар и Аммий иранисты В.И. Абаев и А.Н. Карсанов объясняют из сармато-аланских языков (sar – «глава»; ama – «могучий»)**.

Сирийский автор середины VI в. Псевдо-Захария Митиленский помещает русов где-то на север от Кавказа: «Соседний с ними (с амазонками, местонахождение которых обычно приурочивается к южнорусским степям) народ hrus (hros), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей». Некоторыми современными авторами, сторонниками гипотезы о скандинавском происхождении руси, данное известие источника нигилистически отвергается без каких-либо серьезных доказательств по принципу «если источник противоречит теории, тем хуже для источника» простым указанием на легендарный характер описания данного народа и ссылкой на «Гога, в земле Магог, архонта Роса, Мосоха и Тобела» из Септуагинты (см., например, работы В.Я. Петрухина). Подобные аргументы едва ли можно рассматривать всерьез: никаких библейских реминисценций ни сообщение о «народе рус», ни его контекст не содержат, а приписывать реальным народам разные легендарные черты – норма для античной и средневековой историографии. Кстати, утверждение об отсутствии у русов конницы является общим местом и в источниках IX-X вв. – почему-то об этом народе существовал подобный устойчивый стереотип.

Таким образом, имеется два независимых друг от друга и принадлежащих к разным традициям аутентичных известия VI в. о народе рус/рос, принадлежавшим, видимо, к числу сармато-аланских племен и проживавшем где-то в Северном Причерноморье. В отличие, кстати, от гипотетических скандинавских «гребцов», ни в одном аутентичном источнике, на сколько мне известно, реально не зафиксированных. И ещё важный момент – в живом русском языке согласно словарю В.И. Даля слово «русь» имело значение «мир», «белый свет», а выражение «на руси» значит «на виду». Такая семантика слова «русь» в русском языке точно соответствует значению предполагаемого иранского прототипа и ничего общего со значением предполагаемого скандинавского прототипа, связанного с понятием «гребли».

Известия о русах можно разделить на две хронологические группы. Известия первой группы (с VI по конец IX в.) по моему мнению описывают североиранский народ, близкий к аланам (в иранском мире этнонимы с основой рокс/рукс имели престижный характер: рокс-аланы, рухс-асы - "блистающие" в значении "наиболее выдающиеся", "правящие"), от которых это название и получили подвластные им славяне (т.н. "русская земля в узком смысле") и появившиеся на юге Восточной Европы варяги. Известия второй группы (примерно с рубежа IX-X вв.) под русами подразумевают варягов и славян, жителей "русской земли в узком смысле" и в первую очередь - её элиту, воспринимавшую этот аланский этноним как социально-престижный ("русы" - "светлые" = "правящие").

* Также вплотную к ней подошёл Б.А. Рыбаков, который анализируя географическую систему персидского сочинения Х в. «Худуд-ал-алам» («Пределы мира от Востока к Западу») отчётливо увидел, что русов его автор помещает в верховьях Северского Донца и Дона, но упорное стремление учёного непременно видеть в русах славян и «привязывать» их к Среднему Поднепровью вынудило его заключить, что будто бы персидский географ попросту «перепутал» Северский Донец с Днепром.

** Б.А. Рыбаков, который писал, о росомонах Иордана как о «ядре будущей русской народности», был, по моему мнению, не так уж далёк от истины, только он «спрямлял» ситуацию, считая росомонов славянами.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Часть 3 (о любви). А чего же, собственно, мне о любви не поговорить, а? Как-то брачную тему надо закрывать, вот пусть будет про любовь сейчас, тихо, вечер, батареи включили... Любовь... Та большая, от которой сердце стучит в ушах и нет ног, когда передвигаешься на крыльях, которой только ...
Оговорюсь сразу, я в ваши танки не играю. Делала две попытки порулить мужниными танками, поняла, что нечего позориться. Я здесь пишу как жена виртуального танкиста геймера. Нет, не ждите получить  порядком поднадоевшую хохму про то, как жалуется жена на отсутствие внимания мужа. ...
Предлагаем вам принять участие в очередном этапе экспериментальных акций под общим названием «Юбилейный марафон», приуроченных к 15-летию компании. Новый этап акции посвящён немецким тяжёлым танкам. С 1 июня 10:00 (МСК) до 15 июня 9:30 (МСК) вас ожидает: Скидка 30% на покупку ...
Из беседы митрополита Антония Сурожского на тему «Христианство или "церковничество" 1990 года»: «В заключение хочу прочитать вам отрывок из книги "The Different Drum" Скотта Пека, американского психолога. Он начинает свою книгу с легенды о монастыре, который пришел в упадок: "Когда-то он ...
Так говорил Ющенко От Пиреней до Урала нет сегодня более проеврейски настроенного главы государства, чем Виктор Ющенко. За океаном с ним может в этом сравниться только Джордж Буш. Президент Украины постоянно демонстрирует свой ...