Антоний Сурожский: "Не является ли такой-то вестником от Бога?"
philologist — 12.03.2023 Из беседы митрополита Антония Сурожского на тему «Христианство или "церковничество" 1990 года»: «В заключение хочу прочитать вам отрывок из книги "The Different Drum" Скотта Пека, американского психолога. Он начинает свою книгу с легенды о монастыре, который пришел в упадок: "Когда-то он представлял большой монашеский орден, но вследствие антимонашеских преследований в ХVII и ХVIII вв. и развития секуляризма в ХIХ в. все его отделения исчезли, и он настолько уменьшился, что в главной обители осталось всего пять монахов: настоятель и еще четверо; всем было за семьдесят лет, орден явно угасал.В густом лесу, окружавшем монастырь, была хижина, где иногда уединялся раввин из близлежащего городка. Старые монахи, после многих лет молитвенной созерцательной жизни, обладали повышенной чуткостью и всегда знали, что раввин в своем „скиту“. „Раввин в лесу... раввин снова в лесу“, — переговаривались они шепотом. Аббата мучило неизбежное угасание ордена, и как-то при очередном пребывании раввина в лесу ему пришло в голову посетить раввина и спросить, нет ли случайно у того совета, как спасти монастырь. Раввин принял аббата в своей хижине, но когда тот объяснил цель своего визита, раввин мог только выразить ему соболезнование. „О, мне это известно! — воскликнул он. — Дух оставил людей, у меня в городе то же самое. Почти никто не приходит в синагогу..."
Старый аббат и раввин посетовали вместе, потом почитали отрывки из Торы и спокойно поговорили о глубоких вещах. Настало время аббату уходить. Они обнялись. „Как прекрасно, что мы встретились после стольких лет, — сказал аббат. — Но цель моего посещения так и не достигнута. Ты ничего не можешь мне сказать, у тебя нет никакого совета, который помог бы мне спасти мой вымирающий орден?" — „Увы, нет, — ответил раввин. — Ничего не могу посоветовать. Одно могу сказать: один из вас — Мессия“.
Когда аббат вернулся в монастырь, его сподвижники окружили его с вопросом: „Ну, и что же сказал раввин?“ — „Он ничем не смог помочь, — ответил аббат, — мы поплакали вместе и почитали Тору. Единственно, когда я уже уходил, он сказал нечто загадочное: что один из нас — Мессия. Не знаю, что он имел в виду...“ В последующие дни, и недели, и месяцы старые монахи размышляли над этими словами и гадали, есть ли в словах раввина какой-то смысл.
„Один из нас — Мессия? Неужели он действительно имел в виду кого-то из нас, монахов в нашем монастыре? Если так — то кого? Как думаешь, он имел в виду аббата? Да! Если уж кого, то именно отца настоятеля! Он руководит уже не одним поколением монахов... С другой стороны, может быть, он имел в виду брата Томаса. Да, конечно, он святой. Всем известно, что брат Томас просветленный человек... Он же не мог иметь в виду брата Элреда — он часто раздражается. Но хотя брат Элред жало в плоть многим, если подумать, он почти всегда прав. Часто — совершенно прав!
Может быть, раввин имел в виду его?.. Но уж никак не брата Филиппа — Филипп такая мямля! Пустое место! Но у него прямо-таки таинственный дар всегда оказываться там, где он нужен! Он как будто чудом оказывается рядом с тобой; может быть, Мессия — Филипп? Разумеется, раввин не мог иметь в виду меня, я просто самый обычный человек! Но предположим так, предположим, что Мессия я; о Боже, только не я! Не может быть, что я таков перед Тобой... Или может?.." Так размышляя и вдумываясь, монахи стали относиться один к другому с необычайным почтением на тот случай, что один из них может оказаться Мессией; а на случай, если любой из них может оказаться Мессией, они и к себе стали относиться с чрезвычайным уважением.
Поскольку лес, в котором находился монастырь, был очень живописный, случалось, что монастырь иногда посещали люди: устраивали пикник на его лужайке, бродили по его дорожкам, изредка даже заходили в ветхую часовню предаться богомыслию. И бессознательно они чувствовали атмосферу исключительного благоговения, которая окружала теперь пятерых монахов; она как будто исходила от них и пронизывала самый воздух того места. В этом было что-то странно привлекательное, притягивающее! Сами не зная почему, люди стали чаще бывать в монастыре, не только с пикником и ради отдыха, но — чтобы помолиться!
Они стали приводить друзей посмотреть это странное место, те, в свою очередь, приводили своих друзей... Некоторые молодые посетители стали чаще заговаривать с монахами; через какое-то время один из них попросил разрешения присоединиться к ним, потом еще один и еще... Всего через несколько лет монастырь снова стал процветающим орденом и, благодаря раввину, полным жизни центром света и духовности в округе».
На этом чтении я закончу свою беседу и оставлю вас продумать его смысл. Если бы мы могли хоть на сколько-то иметь такое отношение друг к другу, если бы мы стали задаваться вопросом: «Не является ли такой-то вестником от Бога? Вдруг он (или она) — тот (та), кто открывает мне Бога и человека?» — мы, может быть, начали бы создавать христианскую общину».
Из книги: Антоний, митрополит Сурожский. Христианство или «церковничество» / Пер. с англ. Е.Л. Майданович. - М.: Никея, 2021. - 192 с. - (Неопалимая купина. Богословское наследие XX века).
Вы можете подписаться на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky
|
</> |