Русский герой: поиск смыслов. Тольяттиполь-2

На фестивале собрались писатели-фантасты и поэты. Но не только. Было и артисты, и музыканты, даже клоун нашёлся.
И один издатель. Точнее, издательница. Ольга Вавилина из Тольятти. Она выпускает книги за свой счёт – и только социальные проекты, связанные с развитием своего города. И не только своего.
Она придумала создать сборник «Русский герой». Или «Русский супер-герой». Я пока не знаю, как этот сборник будет называться. Может, "Тольяттиполь-2". Потому что первый уже был.
И придумала подключить к работе Сергея Чекмаева (уже не первый раз) и меня. Чтобы и писатели своё написали, и школьники и студенты в сборнике участие приняли.
И тут встало перед нами главное, то, что не на поверхности, а в глубине лежит: поиск смыслов. Это то, о чём постоянно говорит Сергей же Переслегин. А что есть русский герой? Каков он? Человек-паук, на образе которого замешивалось поколение современных подростков? Или кто-то другой?
Критические периоды жизни страны заставляют искать эти смыслы с особым вниманием.
1812 год – смыслы нашлись в стихах Жуковского и Дениса Давыдова, а затем получили мощный фундамент в публикации Карамзиным восьми томов русской истории.
В Крымской войне смысле генерировал Лев Толстой – «Севастопольскими рассказами».
В Великую Отечественную – Алексей Толстой – рассказом «Русский характер». Утвердили этот смысл Шолохов, Симонов, Твардовский.
А теперь вызов брошен нам. Современным русским писателям.
Я сказала: надо обратиться к русской истории. К глубине её. Глубже Ушакова и Суворова. К эпохе 14–15 веков, когда закладывались основы русского характера.
Ольга сказала: предлагаешь – делай.
И я села писать про русского героя – не как фантаст, а как историк. Но чтобы доступно было и понятно. Два месяца работала.
И приехала я в октябре Тольятти…
И приехала я в октябре в Тольятти. Ольга Вавилина как заместитель директора всех библиотек Тольятти сначала устроила мне интервью на местном телевидении, а затем встречу со школьниками, уже написавшими несколько рассказов, и их товарищами, робко желающими поучаствовать.
Встретились мы в Центральной модельной библиотеке имени Татищева.
Ибо именно Татищев основал Тольятти, точнее, город Епифань, который был назвал не Епифанью (ибо Епифань уже была под Тулой), а Ставрополем-на-Волге.
Занималась я со школьниками – сначала исторический ликбез, затем семинарское занятие: что такое хронотоп произведения и проблематика. И как этот хронотоп определить, а как определить проблематику. Три часа углублённейшей работы.
Одна девочка пришла с папой, один парень 16 лет – с дедушкой. И они тоже слушали и записывали.
На следующий день этот же марафон – только уже четырёхчасовой – продолжился в лицее № 37.
Что бросилось в глаза: историческое невежество. Старшеклассники – не помнят даже таких дат, как 1380 год и 1480 год. Не могут узнать на фотографии храм Покрова-на-Нерли. Но важно: все работали, записывали, а когда дошли до семинарского занятия и практической части, активно отвечали, думали и участвовали в обсуждении. И в библиотеке, и в лицее.
Чтобы написать даже самый коротенький фантастический рассказ о русском герое, надо сначала понять: а какой он? И ребята искали.
Один рассказ точно для сборника подойдёт. Может, ещё напишут.
Время смыслов.
И точка отсчёта для меня – 5-й литературный фестиваль «Звёзды над Донбассом».
|
</> |