русские самураи

(Ф.М. Достоевский, «Бесы»)
Зачем ФМ потребовалась эта ужасная сцена за шкафом – с воплями, оцепенением и укушенным пальцем? А ведь это еще коротенько – для демонстрации ошибочности теории Раскольникова потребовался целый роман. Схема очень похожая. Человек выдумывает что-то дикое, но (как ему кажется) безупречное. Как он может убедить окружающих, и главное – себя, что его теория справедлива? Приложить ее к себе. И как же? Что это может доказать? Как приложить-то? Нужно сделать что-то во имя этой теории, что-то ужасно трудное, мучительное, пройти через испытание. Совершить т.с. подвиг во имя любви и верности. Не так ли поступали самураи – для них не было безвыходных положений, позорных проигрышей и обманутых надежд. Ответ универсальный – смерть. Раскольников продемонстрировал низкий уровень своего своеволия – убивал других. Кириллов – высший, должен был убить себя. Тут-то и крылась главная ошибка – смерть ставит точку, история обрывается. В итоге он стал «дрожащей тварью», в то время как Раскольников вроде как перерос свою теорию, что (хотя бы в процессе этого перерастания) позволяло длить роман.
История – это всё. Самое чудовищное богохульство – это тире между двумя датами на могильном камне.
|
</> |