
В поисках райской долины

Fortean Times April 2025.
Где-то, согласно слухам и древним преданиям, в тайной и скрытой долине глубоко в Гималаях существует сообщество людей, которые живут в совершенном мире и гармонии и доживают до исключительной старости.
Роман Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт», опубликованный в 1933 году, популяризировал эту идею и подарил миру новое слово — «Шангри-Ла», — обозначающее рай на Земле, свободный от войн и преступности, в котором хранится культурная сокровищница мудрости.


Произведения Хилтона захватили общественное воображение в период особой международной напряженности. Однако идея о том, что существует естественная утопия, ожидающая своего открытия, полностью отрезанная от остального мира и не беспокоящаяся мировыми проблемами, далеко не нова.
Было много историй и легенд, которые затронули воображение Хилтона, включая древний тибетский миф о королевстве Шамбала (см. FT175:30-39, 302:32-37, 324:28-35, 436:36-41). Об этом было написано в древних эзотерических текстах, которые рассказывали о людях, достигших просветления, живущих жизнью, не подверженной страданиям. В некоторых традициях говорится, что в то время, когда мир находится на грани опустошения, царь Шамбалы придет на помощь и создаст мирный порядок.
ТРАДИЦИЯ БЕЮЛ
В своей книге «Сердце мира» писатель и путешественник Ян Бейкер описал, как во время путешествия в Гималаи он встретил ламу по имени Бхакха Тулку Пема Тенцинг, который рассказал ему истории о Беюл Пемако, высшем месте паломничества, где, если вам удастся его найти, вы проживете 1000 лет, а в момент смерти растворитесь в цветах радуги.
Бхакха Тулку рассказал, как в 1956 году он был направлен белой кабаргой к священной горе, которая, как полагают, является вратами в самое сокровенное царство Пемако. Однако, как и многие путешественники до него, он не нашел способа войти. Бхакха Тулку сказал, что один лама однажды вошел через проход за водопадом в мистическую долину, «но путь теперь потерян».
Беюл Пемако — один из 108 «беюлов», или скрытых райских долин, которые однажды станут убежищами, но, согласно легенде, их точное местоположение откроется только тогда, когда миру будет угрожать уничтожение.
Двадцать лет назад Ян Бейкер отправился в путешествие в самые отдаленные районы, где, как говорят, находится Пемако. Он и его группа буддийских исследователей нашли высокий водопад, скрытый внутри каньона, о котором никто ранее не знал. Он соответствовал древним описаниям ворот, но никакого земного рая обнаружено не было, поскольку вход был вне его досягаемости. «Эллиптическое отверстие в боковой части ущелья наводило на мысль о скрытых мирах и туннелях рождения в новые состояния существования. В то же время это был простой геологический разлом, и вряд ли он мог проникнуть глубоко в скалу».
Тибетцы, сказал он, позволяют таким сооружениям «направлять более возвышенные мысли и альтернативные способы видения... Стоя между водопадами и недостижимым дверным проемом, окруженным возвышающимися скалами, мы разделили этот момент с нашими тибетскими товарищами, каждый по-своему, вне времени и географии».
Традиция беюлов восходит к таинственной фигуре и буддийскому мастеру VIII века нашей эры — Падмасамбхаве. Он был ключевой фигурой в распространении буддизма в Тибете, о нем рассказывалось много историй и писались агиографии. Говорят, что он оставил скрытые тексты, которые позднее могли обнаружить избранные последователи. Они были спрятаны под камнями, внутри пещер и ступ. Тексты, когда их в конечном итоге обнаруживали, служили путеводителями или картами для поиска убежищ беюлов.
Согласно школе тибетского буддизма Ньингма, которая датируется VIII веком, беюл — это место, где пересекаются физический и духовный миры. Однако в беюл не может войти кто угодно. Вход может быть получен только после многих трудностей теми, у кого чистое сердце. Любой другой, пытающийся войти, скорее всего, погибнет.
В 1962 году лама по имени Тулшук Лингпа сказал, что у него была карта, которая привела его к беюлу Демошонг, вход в который находился на склонах горы Канченджанга. Он отправился к горе примерно с 300 последователями. Он пошел вперед с небольшой группой поддержки на разведку и, как говорят, увидел яркие огни, зовущие их к вратам. Но вместо того, чтобы войти в беюл, Лингпа вернулся, чтобы собрать всех своих последователей, писал Томас К. Шор в своей книге «Шаг в сторону от рая». К сожалению, вместо того, чтобы пересечь волшебный порог райской долины, большая часть группы, включая ламу, погибла под лавиной.
Французский исследователь Жак Бако столкнулся с мифами о Пемако во время путешествия по Тибету в 1907 году. Группа паломников показала ему путеводитель, в котором Пемако описывалась в мистических терминах и сравнивалась с земным телом богини.
В библиотеке одного монастыря Яну Бейкеру показали дальнейшие описания этого места в коллекции старинных рукописей. «Пемако имеет форму матки. Все его деревья благоухают, как сандал и жасмин. Шафран растет, как трава. Пшеница, ячмень и рис растут дико, а мед встречается в изобилии... Реки текут с амритой цвета молока. Когда вы пьете её, вы никогда не почувствуете жажды. Все фрукты и вода целебны. Все станут радостными и процветающими. Старики станут молодыми... Счастье и наслаждения здесь равны царству богов. Даже без медитации, любой, кто учится здесь, может достичь состояния Будды».
«Некоторые из этих беюлов, — писал Стюарт Батлер в путевых заметках BBC, — такие как Сикким на северо-востоке Индии и долины Хеламбу, Ролвалинг и Цум в Непале — известны буддийским практикам уже много веков, и теперь там много деревень и городов. А есть и такие, местоположение которых известно, но для большинства оно недоступно. Это потому, что беюл может быть как физическим, так и духовным местом. Говорят, что человек может даже стоять в беюле, но не быть внутри него."
Эти скрытые райские уголки могут быть отрезаны от мира, но мудрость, хранящаяся там, не обязательно должна быть ограничена ими. В 1894 году русский Николас Нотович опубликовал отчет о раннем путешествии европейца в Гималаи. В его книге рассказывалось то, что казалось нелепой историей - о том, что в течение незадокументированных лет между детством Иисуса и его служением, он отправился в регион, чтобы пройти буддийское обучение как монах.
Нотович услышал эту историю, когда пребывал в монастыре в высокогорье Ладакха, Индия. Ему было разрешено познакомится с текстами, рассказывающие о человеке по имени «Исса», который изучал Веды со священниками-брахманами, прежде чем отправиться в тибетские монастыри в Гималаях для обучения, вернувшись в конечном итоге домой в Иудею через Персию (см. FT183:28-32).
В дополнение к его предполагаемым поездкам на юго-запад Англии, Иисус явно был занят в течение своих потерянных лет. Официальное христианское учение ничего не признает из этого слуха о том, что Иисус посетил одну из скрытых райских долин, чтобы изучить древнюю эзотерическую мудрость древних мастеров. Однако в своем более позднем учении, как описано в Библии, Иисус говорил о том, что его царство не от мира сего, не от этого места. Концепция, можно сказать, с очень буддийским резонансом.


ДУХОВНЫЕ ПЕЙЗАЖИ
Первым европейцем, который отправился в Тибет и вернулся с необычными рассказами, был португальский священник XVII века Антонио де Андраде. Он был хорошо принят тибетцами и основал там недолговечную христианскую миссию. В своем описании Тибета он говорил о карте, которая провела его через сложную и враждебную местность, пока он не достиг нового и впечатляющего королевства. Его рассказ был переиздан в 1926 году и также был одним из влияний, которые сформировали роман Хилтона 1933 года и идею Шангри-Ла.
Существует запутанное пересечение между беюлом как географическим местоположением и беюлом как духовной идентичностью. Поэтому, даже если что-то и известно местным жителям, определить это на карте сложно.
В 2009 году Эми Корбин написала, что человек может следовать инструкциям из древних текстов, но всё равно не сможет увидеть или испытать беюл, если не находится в надлежащем духовном состоянии. «Беюл — это религиозные концепции, но из-за почтения, с которым к ним относятся местные жители, охота, драки и нарушение естественного ландшафта считаются ненадлежащим поведением и избегаются. В результате беюл также стали значительными оазисами биоразнообразия. Обычно они имеют обильную воду, поступающую с окружающих гор, а их территория покрыта лесами, озерами, альпийскими лугами, а также снежными и ледяными полями. Эти долины охватывают большие площади и имеют обширные диапазоны высот. Их размер и топографические различия обеспечивают дом для разнообразного множества растений и животных; их изоляция и недоступность, как правило, означают низкий уровень человеческого беспокойства. Священность беюла также означает, что что человеческие конфликты духовно не поощряются.
Однако сегодня модернизация и глобальная экономика вторгаются в священные места. В настоящее время Китай планирует построить плотину, которая затопит большую часть священной области, где, как говорят, находится духовное место Беюл Пемако. Но даже без крупных проектов гражданского строительства охраняемые территории Гималаев, которые когда-то были защищены верой и культурными традициями давних жителей, подвергаются вторжению извне. Нерегулируемый треккинг и приключенческий туризм наносят урон уязвимым территориям, о чем свидетельствуют мусор и отходы современной жизни.
Местные культурные ценности разрушаются, а традиционные знания теряются, поскольку дети получают доступ к внешнему цифровому миру. Как заметила Эми Корбин 14 лет назад, беюлы начинают «терять контроль над умами людей».
Возможно, сейчас настало время мировой опасности, когда будет явлен беюл, предсказанный древними мастерами.
Однако древние истории, по всей вероятности, были всего лишь историями. Существование оазисоподобных, плодородных долин, скрытых в горах Гималаев и среди них, вероятно. Их можно найти, и они образуют хрупкие экосистемы, которые сейчас находятся под угрозой. То, что они являются домами мудрых старейшин необычайной мудрости и возраста, пока не подтверждено.
Конечно, есть сообщения о людях в некоторых частях региона, живущих до глубокой старости. В начале 1970-х годов National Geographic исследовал заявления о долголетии по всему миру и проявили особый интерес к жителям долины Хунза, высокогорной и изолированной плодородной долины в Пакистане. В то время там проживало большое количество активных стариков, но заявления о том, что многие из них превысили нормальную продолжительность жизни на несколько десятилетий, были оспорены, поскольку было указано на отсутствие точных записей о рождении.
Но исследователи и паломники, несомненно, продолжат поиски настоящих Шангри-ла с надеждой, если не с ожиданием. Могут ли такие таинственные святилища быть географически расположены в окутанных туманом горах, «имеет второстепенное значение по сравнению с самим путешествием», — писал Далай-лама. «В буддийской традиции цель паломничества заключается не столько в достижении определенной цели, сколько в пробуждении в себе качеств и энергий священного места, которые в конечном итоге находятся в наших собственных умах».
|
</> |