Русины-Русь-Русские. Летописи.

топ 100 блогов ua_by_ru22.07.2012 Договор Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою 1223 года:
Русину не звати Латина на поле бится у Русской земли, а Латинину не звати Русина на поле битося у Ризе и на Готском березе.


МИРНЫЙ ДОГОВОР КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА С НЕМЕЦКИМИ ПОСЛАМИ 1189–1199 гг.
Новгород:
Се язъ князь Ярославъ Володимеричь сгадавъ с посадникомь с 130
Мирошкою и с тысяцкымь Яковомь и съ всеми Новгородьци,
потвердихомъ мира старого с посломь Арбудомь и съ всеми Немьцкыми
сыны и съ Гты и съ всемь Латиньскымь языкомь.........
Оже тяжа родится бес
крови, снидутся послуси, Русь и Немци, то вергуть жеребее, кому
ся выимьть, роте шедъ, свою правду възмуть. Оже емати скотъ
Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то
12 мужь послухы: идеть роте, възметь свое. Оже родится тяжа в 131
Немцехъ Новгородцю, любо Немчину Новегороде, то рубежа не
творити, на другое лето жаловати: оже не правять, то, князю явя и
людемъ, взяти свое у гости, оже тяжа родится в Новегороде. Оже
тяжа родить в ыное земли в Рускыхъ городехъ, то у техъ свое тяжа
прашати, искати Новугороду не надобе, а тяжа на городы..


В договоре Смоленского князя Мстислава 1229 года:
„Урядили пак мир, како было любо Руси и всему латинскому языку, кто то у Русе гостить".

.. игумен Даниил в своем Хождении в Иерусалим (ок. 1112 года):
„Мне же худому Бог послух есть и святый Гроб Господень и вся дружина моя, Русьстии сыяове, и приключишася тогда Новгородци и Кыяне: Седеслав Иванович, Горослав Михайлович, Кашкыча два и инии мнози, иже сведеють о мне и сказании".

В Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку о татарских зверствах в Курской и Воронежской волости под 1263 годом:
„...а что изимано людей черны (х) и з женами и з детми, то все попровадил прочь. А трупья бояр те(х) повеле по деревью извешати, о(т)имаяголову и правую руку .И начаша бесурмене вязати головы боярскые к тороко(м), а рукы вкладоша в судно, вставиша на сани Чернысе Русину и поидоша от Ворогла. И пришедше в село в Туров, и хотеша послати по земля (м) головы и рукы боярскые, ино некуда послати, зане вся волость изимана. И тако пометаша головы и рукы п(с)ом на изьедь" (Полное собрание русских летописей, 2 изд., 1, 2, стр. 481)

Афанасий Никитин (1466-1472 гг.):
..„И язь грешный привез жеребца в Индейскую землю, дошел семи до Чюнеря... А в том Чюнере хан у меня взял жеребца, а увидел, что язь не бесерменнн, Русин, и он молвит: И жеребца дам да тысячу золотых дам, а стань в веру нашу в Махмет-дени; а не станет в веру нашу в Махмет-дени, и жеребца возьму и тысячу золотых на главе твоей возьму"

К слову, первое замечнное мной субтивированное прилагательное руский:

Аще ли жидовинъ или бесерменинъ будеть с РУСКОЮ, или иноязычникъ, на иноязычницЂхъ митрополиту 50 гривен, а РУСКУ поняти въ домъ церковныи.
(Устав Ярославль, Киев, 11 век)

Житие Стефана Пермского, С-В Русь, начало 15 в
Сии преподобныи отец нашь Стефан бе убо родом РУСИН, от языка словеньска, от страны полунощныя, глаголемыя Двиньскиа, от града, нарицаемаго Устьюга..

Ливонская хроника (оригинал), написанная в последнем десятилетии XIII века
Фрагмент, посвященный битве на Чудском озере в 1242 году.

Стихи 02065- 02294.

02178) На Руси есть город (stat),
(02179) он называется Новгород (Nogarden).
(02180) До [новгородского] князя дошло это известие,
(02181) он собрался со многими отрядами
(02182) против Пскова, это истина.
(02183) Туда он прибыл с большой силой;
(02184) он привел много русских

(02185) чтобы освободить псковичей.
(02186) Тому они от всего сердца обрадовались.
(02187) Когда он увидел немцев,
(02188) он после этого долго не медлил,
(02189) он изгнал обоих братьев-рыцарей,
(02190) положив конец их фогству,
(02191) и все их кнехты были прогнаны.
(02192) Никого из немцев там не осталось:
(02193) русским оставили они землю.
(02194) Так шли дела братьев-рыцарей:
(02195) если бы Псков был тогда убережен,
(02196) то это приносило бы сейчас пользу христианству
(02197) до самого конца света.
(02198) Это – неудача.
(02199) Кто покорил хорошие земли
(02200) и их плохо занял военной силой,
(02201) тот заплачет, когда он будет иметь убыток,
(02202) когда он, очень вероятно, потерпит неудачу.
(02203) Новгородский князь опять ушел в свою землю.
(02204) После этого недолго было спокойно.
(02205) Есть город (stat) большой и широкий,
(02206) который также расположен на Руси:

(02207) он называется Суздаль (Susdal).

(02208) Александром (Alexander) звали того,
(02209) кто в то время был его князем:
(02210) он приказал своему войску (volc) готовиться к походу.
(02211) Русским были обидны их неудачи;
(02212) быстро они приготовились.
(02213) Тогда выступил князь Александр
(02214) и с ним многие другие
(02215) русские из Суздаля.
Прим. Русские-Russen. Русь-Rus
http://www.junik.lv/~link/livonia/chronicles/rifma/german/02065-03017.htm

"Сага Какие земли лежат в мире":
I þui riki er þat, er Ruzcia heitir, þat kollum ver Garðariki. Þar ero þessir hofuð garðar: Moramar, Rostofa, Surdalar, Holmgarðr, Syrnes, Gaðar, Palteskia, ...
В той части мира находится Европа, и самая восточная — Великая Свитьод. Туда приходил крестить апостол Филипп. В том государстве есть та , которая зовется Руссия, которую мы называем Гардарики. Там такие главные города: Морамар, Ростова, Сурдалар, Хольмгард, Сюрнес, Гадар, Палтескья, Кёнугард

Сага Эрика
"Rytze- land {17} Baltic parts from Livonia to Novgorod, Russia "(Þiðriks saga )
Русь-Земля от Ливонии до Новгорода.
Svenskarnas nederlag vid Landskrona (битва при Ландскорне)http://runeberg.org/erikkron/37.html:
"the hiollo j skoghin ekke fierre
hundrada rytza waro j hware "
"tree
marghom rytze giordo"
"THer epter tha ward husit belakt
med rytzana ok mz thera makt
Tha rytzane komo än waro the tha
sextan före men ther aa
rytzane stormado nat ok dagh "
и т.д.
rytzane-Новгородцы (Русане)
=========
Хроника Эрика 1285 г.Битва новгородцев за Кексгольм:

"then tha er rytzskerhonom er we" — «тот, кто русский, тому горе"
Царевич Иван Иванович — старший (не считая умершего младенцем Дмитрия) сын Ивана Грозного:
Подпись: «Преписано бысть сие во царство благовернаго и христолюбиваго царя и государя великаго князя Ивана Васильевича Всея Русии самодержца, и при освященном Антоние, митрополите всея Русии, и при благоверных царевичех, царевиче Иване и при царевиче Феодоре Ивановичех, многогрешным Иваном во второе на первом писатели, колена Августова, от племени варяжскаго, родом русина, близь восточныя страны, меж предел словеньскых, и варяжскых, и агарянскых, иже нарицается Русь по реке Русе»

Интересен факт, когда великий князь Всеволод Ярославич (в конце XI в.), уже будучи князем киевским, именует себя «архонтом пасис Росиас (всея Руси)(греч.)», только после завладения Новгородом.

Это же касается московских князей. Титул Всея Руси, они употребляли лишь тогда, когда владели Новгородом.
..........................
Эти русские с некоторых пор, после того как они сбросили иго татар и христианский мир кое-что узнал о них, стали называться московитами — по главному городу Москве, который носит княжеский титул, но не первый в стране, так как государь именовался некогда великим князем владимирским и теперь еще называет себя великим князем владимирским и московским. Поэтому ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, т. е. русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов.

Россия начала XVII в. Записки капитана Маржерета.
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Margeret/pred1.phtml?id=897


Вычегодско-Вымская летопись сообщает:
«Пославшу государь Борис Федорович князя Мирона Шеховского с русаками, устюжаны, вымичи на Мангазею остроги строити и города крепити».

Летописная повесть о Куликовской битве
И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон. И много руси было побито татарами, и татар? русью. И падал труп на труп, падало тела татарское на тело христианское; то там, то здесь можно было видеть, как русин за татарином гнался, а татарин преследовал русина. Сошлись вместе и перемешались, ибо каждый хотел своего противника победить. И сказал сам себе Мамай:? Волосы наши повыдраны, очи наши не успевают горячих слез источить, языки наши коснеют, и моя гортань пересыхает, и сердце останавливается, чресла меня не держат, колени слабеют, а руки мои цепенеют?.

«Сказание сиречь история о начале царства Казанского и о бранех и о победах великих князей Московских со цари Казанскими, и о взятии царства Казани, еже ново бысть»

И тут на брезе Аталыка, похвального воеводу Казанского, убиша. Аталык же бе храбр и наезжаше гоня на 100 воин и на велик полк бойцов удалых и возмущаше всеми полки рускими, а сам невредим отъезжая и догоняя, кождо их мечем своим ударяше во главу и растинаше; не удержашеся мечь его ни на шеломе, ни в паньсыре . И стреляше дале версты в примету, и убиваше птицу или зверя, или человека; величество его и ширина Обрину подобна, очи же его кровавы, аки зверя человекоядца, и великии аки буйволовы . Бояшеся его всяк человек Русин».

И егда зажжено бысть огненное зелье въ ровехъ, свещеннику же чтущи на молебне святое евангеліе и конецъ того возгласившу: "и будеть едино стадо и единъ пастырь", и аки друга верна съ темъ во едино дело согласистася, въ тои часъ абіе возгреме земля, яко вели громъ, и потрясеся место все, идеже стояша градъ, и позыбахуся стены градныя, и вмале весь градъ не паде отъ основанія. И вышедъ исподъ градныхъ пещеръ, и соидесь во едино место, и возвысися пламень огня до облакъ, шумящъ, и клокочющи, аки некія великія реки силныи, прахъ, яко и Рускимъ воемъ инемъ смятися отъ страха и далечь отъ града бежати, и прорва крепкія стены градныя, прясло едино, а въ другомъ же месте, отъ Булака саженеи зъ десятокъ, и таиникъ подня, и понесе на высоту великое древіе, на высоту съ людми, яко сено и прахъ ветромъ, и относя чрезъ воя Рускія, и меташе въ лесе и на поле далече, за 10 верстъ и 20 верстъ, идеже несть Рускихъ людеи-и Божіимъ бреженіемъ не уби древемъ темъ великимъ ни единого же Русина


Устьюжская летопись, Архангелогородский летописец :
«Ахмут побеже прочь, ведя с собою немного полону. И воспроси, что много у него били олексинцы, полону мало, а згорело мало. И русин запроси живота себе. Царь отпустити его обеща. Он же рече: «Более 1000 голов забегло в таиник з добром». Царь был з 2 версты отошел и воротися к городу на пожарище, и взя тайник и с людьми и з добром, и неизбысть ни един, и прочь поиде. А таиник был выведен к реце, а поведавшаго отпустил».
Алексин-Тульская обл.

КАЗАНСКАЯ ИСТОРИЯ ( 16-век, записи пленного русича в Казани)
Воеводы же московския пришедше к Казани и составляют на казанцовъ брань кр?пкоратнюю. И стояху л?то все приступающе ко граду и ко острогу. И в день с русью бияхуся казанцы, и к вечеру брани преставши, русь отхожаше въ станы своя опочивати, а казанцы нощыю ядяху и запивахуся до пияна, и спяху сномъ кр?пким, не бояхуся руси, оставльше токмо стражей на остроге; когда приидетъ имъ от Бога св?тъ ко дни, тогда уснутъ кр?пко, единъ токмо стражъ на врат?х.

ПОВЕСТЬ О ТИМОФЕЕ ВЛАДИМИРСКОМ
XV — XVI в. История «великого грешника» — владимирского священника Тимофея, согрешившего во время исповеди, бежавшего в Орду, принявшему мусульманство и ставшего воеводой казанского царя
..................

Тогда же по случаю б?жа пл?нникъ ис Казани, некий отрок, русинъ, и, западше, лежаще, утаяся в дубров?, по страну путя того, ждущий, докуду минетъ весь полкъ татарский, чтобы востати от места того и паки бы поб?жать, не блюдяся, к Руси.

И егда отрокъ слыша поюща стихь, и, воставъ от лежания своего, и мн?въ поюща его стихь быти русина, не бояся, радостен изыде оттуду, и потече из дубровы на путь свой, и явися тому, окаянному варвару, прежде бывшему попу. Он же, видя отрока ярыма своима очима зв?риныма, и похватив мечь нагъ, и хот? отроку главу отс?щи. Пленник же паде на землю з горкими слезами, милости прося у него, чтобы не убиенъ былъ от него. И сказа ему о себ?, яко «Пл?нникъ есмь, русинъ, б?жа ис Казани на Русь, и слышах тебя, по-руски поюща великий стихь Богоматере, еже любезнейши есть той стихь вс?х стиховъ Богородичных, и у нас его на Руси честно поють, славяще Пресвятую Богородицу, молитвенницу и заступницу нашу, и чаяхъ тебя русина быти и явихся, господине, лицу твоему, не бояся!»

Он же рече отроку: «Молю же тя, отроча, и заклинаю тя Богом вашим Исусом Христом, пришедшим в миръ гр?шники спасти, да сотвориши ми любовъ духовную! Иди нын? от мене без боязни к Москв?, на Русь, и пришед, возв?сти о мн? вся митрополиту вашему,[5] еже сказа ти.



Книга сеунчей 1613-1619 гг. Памятники истории Восточной Европы. Т.1, М, 1995 г
(1615 р.) Генваря в 9 день писал к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси боярин и воевода князь Борис Михайлович Лыков да стольник и воевода Иван Измайлов да дьяк Богдан Ильин, что они Захарьяша Зарутцкова и польских и литовских людей и черкас и русских воров в Юрьевском уезде Поволскова побили наголову и Волгою-рекою, и берегом гоняли и побивали на 15 верстах (с.31);

(1617 р.) Октября ж в 11 день ливенец Позняк Заболотцкой прислан с сеунчом с Ливен от стольника и воевод от князя Микиты Черкасского да от Петра Данилова с тем, что они, стольник и воевода, по вестем ходили за татары сами и дощод от Ливен верст с 50, многих татар побили и полон розных городов русских людей отбили и языки поимали (с. 66);

(1618 р.) Генваря в 16 день прислан с сеунчом с Волока от стольника и воеводы от князя Василья Ахмашукова Черкаскова пошехонец Тимофей Шубин с тем, что в посылке от нево голова Олексей Ушаков с дворяны и з детьми боярскими и с атаманы, и с казаки, сшод литовских людей в Старицком уезде от Погорелого Городища за тридцать верст в селе Дорожаеве побили и живых взяли литовских людей шляхтичей и пахолков Яна Шабуневича с товарищи тринадцать человек да русских людей мужиков и робят осми человек (с. 72);

(1618 р.) Ноября в 23 день писали к государю с Коломны воеводы князь Борис Приимков Ростовский да Потап Нарбеков. Шли черкасы полковник Барышполец с чаты и ноября в 20 день тех черкас сшод, голова Иван Бабин с ратными людьми в Коломенском уезде в селе в Мячкове, от Коломны 7 верст, побили многих и языков взяли 85 человек да русково полону отполонили 230 человек (с.93).



Документы разрядного приказа о походе А.Лисовского (осень-зима 1615 г.) Памятники истории Восточной Европы. Т.1, М, 1995 г.
(1615 р.) декабря в 24 день приходили литовские люди к Лихвину с пятницы на суботу в ночи и на выласки взяли в них детину руссково человека Первушку (с. 123).


Донесения полковника Г.Косагова о положении на Украине
(червень 1664 р.) А запорожские, государь, козаки с кошевым Сашком Туровцом и твои великого государя русские люди моего полка с майором Михайлом Свиньиным вошли в Умань в целости и ныне стоят в Умане. А войско запорожское, что при Сашке, и козаки, что при гетмане в заднепровских городах, и мещане и чернь, все ожидают ратных русских людей и калмыков на помощь; а с ляхами и с ордою и с изменником Тетерею и с его козаками бьются и города укрепляют, ожидая от тебя обороны (Акты ЮЗР, т.5, 154б 155, 157);

(жовтень 1665 р.) ратных людей Руских у меня в полку мало, а что, государь, есть Сумского полку Черкасы и у тех, государь, клячи худы и много наймитов и робята малые есть (Акты ЮЗР, т.5, 161).

ПИСЬМО СТЕПАНА РАЗИНА К РУССКИМ, ТАТАРАМ, ЧУВАШАМ И МОРДВЕ ЦИВИЛЬСКОГО УЕЗДА
От донских и от яицких атаманов молотцов от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого память Цывилского уезду розных сел и деревень чернем руским людем, и татарам и чювашем и мордве. Стояти бы вам черне русские люди и татаровя и чюваша, за дом Пресвятые Богородицы за всех святых, за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича…, за благоверных царевичев, за веру православных христиан. А как с Цывилска к вам и черне русские люди, татаровя, чюваша, и мордва, высылщики [в] Цывилской уезд по селом по деревням будут и станут загонять в осаде стоять в Цывилску, вам бы, черне в осаду в Цывилск не ходить, потому что над вами учинят обманом, всех в осаде вас прорубят, а тех бы вам цывилских высылщиков ловити привозить в войско, в Симбирск, а которые цывиленя дворяня дети боярские мурзь и татаровя похотят заодно тоже стоять за дом Пресвятые Богородицы за всех святых, за великого государя, за благоверных царевичев, за веру православных крестьян, вам бы, чернь тех дворян детей боярских, мурз, татар, чернь не тронуть домов их не разорять. А с восковой памяти вам, чернь, списывать, отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово слово, списывая, отдавать их по розным волостем, по селам, по деревням сотцким и старостам десятцким, чтобы они, уездные люди, все в сию восковою наметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил, а с сею высковою печатью послан наш высковой казак Ахпервя мурза Киндибянов, вам бы, чернь, ево в всем слушать спору не держать, а будь его слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.

Повесть о стоянии на Угре (1481 г.)
Это мы писали не для того, чтобы их укорять, но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: «Мы своим оружием избавили Русскую землю», но воздадут славу Богу и Пречистой Его Матери Богородице, ибо он нас спас, и отринут это безумие, и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного христианства против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни от Бога милость и похвалу, а в том мире венчаться нетленными венцами Бога-Вседержителя и обрести царство небесное. Да получим и мы, грешные, это царство по молитвам Богородицы. Аминь.
О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок.

.............................

ХРОНИКА БЫХОВЦА
Князь великий Свидригайло умчался к Полоцку и к Смоленску, и князья русские и бояре посадили князя Свидригайла на великое княжение русское. В ту же осень собрал великий князь Свидригайло сорок тысяч своих воинов и князь великий тверской Борис Александрович дал ему брата своего князя Ярослава со всею силою своею, в сорок тысяч и пошел к Литве со всеми теми русскими силами. И, не дойдя за семь миль до Вильно, стал в Ошмянах и там стоял неделю. И князь великий Сигизмунд пришел из Вильно с литовскою силою, в семь тысяч. И был у них бой месяца декабря восьмого дня в понедельник, и помог бог великому князю Сигизмунду, /90/ и побежали князья и бояре великого князя Свидригайла, а князей русских многих убили, а некоторых забрали в плен: князя Юрия Лингвеньевича, князя Митка Зубревицкого, князя Василия Красного, брата его Дедиголдовича пана виленского, пана Юшка Гольцевича, пана Ивана Вяжевича. Тех и множество иных живыми забрали, а других убили.

В ту же зиму на другой год князь великий Свидригайло собрал большую силу русскую, пошел на Литву и повоевал, и пожег [87], и попленил много земли Литовской. На следующий же год собрал большую силу русскую и [позвал] магистра ливонского со всею его силой, и князь великий тверской дал также ему свою силу, и пошли в литовскую землю и ночевали в Рудомино 172 за полторы мили от Вильно, и, не доходя Трок, повернули на Старые Троки, и, простояв под Троками четыре дня, отошли от Трок искать великого князя Сигизмунда и литовское войско. И, простояв в Ойшишках 173 четыре дня, пошли на Русь в свою землю.


Новгородские грамоты:
Договор Новгорода с немецкими купцами
А будет после зло, убийство или другое побоище, гостю до этого дела нет, истцу ведаться с истцом, а гостю чистый путь без пакости и без рубежа, немецкому гостю и русскому.

Договорная грамота Новгорода с немецким купечеством
Также, что из товара немец взял у русского во время торговли, или что взял новгородец у немца во время торговли, об этом истцу ведаться с истцом, и мириться им самим между собою по справедливости, по крестному целованию, и никому не быть виноватым с обеих сторон

Грамота новгородцев Ивана Калеки с товарищами
Да будет ведомо и явно всем добрым людям, которые настоящую грамоту видят, слышат или читают, что мы, Иван Калека, Терентий Юрьевич, Иван Яковлевич, Константин Олешкович, Оксентий серебреник, новгородцы, [84] с нашими законными наследниками, ручаемся по истине за товар, отнятый и награбленный витальскими братьями на море у нижеследующих русских из Новгорода, а именно: у Ермолы Карповича, Василия Юрьевича

Договорная грамота Великого Новгорода с Ригою:
[Так говорится в грамотах, данных с обеих сторон. Ту, к [87] которой русские для нас приложили печать, к которой приложили печать посадник и тысяцкий и новгородские старосты купеческие, ее мы посылаем в Дерпт].

Договорная грамота Великого Новгорода с ганзейскими:
А кто из русских у немцев записан на лестнице, тех с лестницы снять и торговать с ними по старине. А которые новгородцы были в приставах в Немецком дворе, или держали за собой немцев, немцам того не искать с новгородцев и торговать с ними по старине.

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
1156 г. в некрологе новгородскому епископу Нифонту: «…то бо Нифонт епископ бысть поборник всеи Рускои земли, бысть бо ревнив по божественем…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 484).
1174 г. в некрологе Андрея Боголюбского: «Ты же страстотерпьче, молися ко всемогущему Богу о племени своемь и о сродницехъ и о земле Руськои, дати мирови мир» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 585).
1179 г. в некрологе новгородскому князю Мстиславу Ростиславичу о его походах против чуди: «всегда бо тосняшеться оумрети за Роускоую землю и за хрестьяны, егда бо видеша хрестьяны полонены от поганых» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 611).
1182 г. о походе Всеволода Большое Гнездо на волжских болгар: «Болгаре же видевше множьство Роускихъ полъковъ не могоша стати… А ис Торьцького на конихъ приехавшимъ на лодье Роуское, и вышедше на островъ тотъ и поидоша на Роусь. Роусь же доспевше полкъ… И поможе Богъ Роуси, и победиша я…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 625-626).
1252 г. «Въ то же лето изгна Миндогъ сыновца своего Тевтевила и Едивида, пославшомоу на воиноу со воемь своими на воиноу со Выконтомъ, на Роусь воевать ко Смоленьскоу» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 815).

ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
1206 обращение Всеволода Большое Гнездо к сыну Константину при отправлении его на княжение в Новгород: «На тобе Богъ положилъ преже стареишиньство во всеи братьи твоеи, а Новъгородъ Великыи стареишиньство имать княженью во всеи Русьскои земли. По имени твоем тако и хвала твоя. Не токмо Богъ положилъ на тебе стареишиньство в братьи твоеи но и въ всеи Русскои земли» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 422).
1228 о новообращенном христианине Авраамии, замученном волжскими болгарами: «Егоже Русь хрьстяне вземше тело положиша в гробе… 1230 Принесенъ бысть Христовъ мученикъ Авраамии новыи изъ Болгарьское земли в славныи град Володимерь…».

Синодальный список Новгородской I летописи (рукопись середины 14 в.)
1060: «Ходи Изяславъ на Сосолы и дань заповеда даяти по 2000 гривенъ; они же поручьшеся и изгнаша даньникы; на весну же, пришедше, повоеваша села о Юрьеве, и город и хоромы пожгоша, и много зло створиша, и Плескова доидоша воююще. И изидоша противу имъ плесковице и новгородци на сечю, и паде Руси 1000, а Сосолъ бещисла» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л. 1950. С. 183).
1169 о походе на Новгород Андрея Боголюбского и его союзников (суздальцев, смольнян, рязанцев и полочан): против Новгорода выступила «вся земля просто Русьская» (там же. С. 33, 221).
Новгородская IV летопись: «1169 На зимоу приидоша Соуздалци ратью к Новугороду на Сборъ, князь Романъ Андреевичь, а с нимъ князь Мьстиставъ съ Смолняны и с Рязанци, съ Моуромци, с Торопьчаны, вся земля просто Руская…» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 163).
Новгородская IV летопись о воцарении Всеволода Большое Гнездо во Владимире-на-Клязьме: «В лето 6685 (1177). Преставися Михалко Юрьевичь июня 20, на память святаго отца Мефодiа; и положиша его въ граде Володимере, въ церкви святыя Богородица Златоверсеи, княживъ лето. Седе Всеволодъ, братъ его, владея всею Рускою землею» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 167).
Новгородская IV летопись о битве на Липице в 1216 г.: «Некто жь рече боляринъ Юрьевъ: «княже Юрьи и Ярославе! не было того нi прi прадидехъ, нi при дедехъ, нi при отци вашемъ, оже бы кто, вшедъ ратью в силную в Соуздальскую землю, дажде бы вышелъ целъ; хотя бы и вся Роуская земля: и Галичкая, и Киевьская, и Смоленьскаа, и Чернiговьскаа, и Новгородцкаа, и Рязаньскаа, никако же противу сеи силе оуспеють» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 189).
1230 о голоде, который случился «не в нашей земли в одиной, нъ по всеи области Русстей» (там же. С. 280).
1238 о нашествии Батыя на Суздальскую землю: «Да кто братье… видевше Божие попущение и на всеи Рускои земли, и не плачеться».
1263 в записи о смерти Александра Невского: «Дай, Господи милостивыи, видети ему лице твое в будущии векъ, иже потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю» (там же. С. 84).
1322 «Приходи в Русь посол силен именем Ахмыл и много створи пакости по Низовской земле» (там же. С. 96).
1327 о нашествии татар на Тверь: «Татары просто рещи всю землю Русскую положиша пусту, толко Новгород ублюде Бог» (там же. С. 98 ). (Т.е. Ростовская и Новгородская земли – «вся Русь»).
1375 Дмитрий Донской ходил на Тверь «со всеми князьми и со всею силою рускою» (там же. С. 372).
1399 поражение Витовта на Ворскле было карой за то, что он «хотел пленити Рускую землю» (там же. С. 395).

Договор Смоленска с Ригою и Готским берегом 1229 г.
…Абы Руськым купцом в Ризе и на Готскомъ березе, а Немецьскым купцом в Смоленьскои волости любо было… Бог того не даи, оже разбои [по] грехомь пригодиться межи Немци и межи Руси, что за что платити, абы мир неразрушон, абя Русину и Немчичю любо было… Аще Русьскыи гость [или] в Ризе, или на Готьскомъ березе извинится, никакоже его въсадити в дыбу… Оже Немецькыи гость дасть свои товар в долг [в] Смоленьске, а Русин будеть должен Руси, [ино] Немчичю наперед взяти. Та же правда и Русину буди в Ризе, [и] на Готьском березе. Аще князь възвержеть гнев на Русина, [и] повелить его розграбити с женою, [и] с детми, а Русин должен будеть, Немчичю напереде взяти, а потомь како богови любо и князю. Та же правда буди Русину в Ризе, на Готьском березе, и т.д.
(Памятники русского права, вып. 2. Памятники права феодально-раздробленной Руси, XII-XV вв. М., 1953).

Псковские летописи
1327 г. выступившие против Александра Тверского «русские князья» против него «подъяша всю землю Рускую» (Псковские летописи. Вып. 1. С. 16).
1380 г. «князь великии Дмитрии и вси князи рускыя бишася с тотары за Доном» (Псковские летописи. Вып. 2. С. 29).
1409 г. «князь великии Василеи, подъем всю Рускую землю и поиде на тестя своего Витовта, а князь Витовт, подъем всю Литовскую землю, и поиде противу» (Псковские летописи. Вып. 1. С. 32).

Повесть об убиении Михаила Тверского (ок. 1319 г.)
Татары намеренно вызывают вражду «межю братии князей Русьскых», из-за их раздоров «бысть тягота велика в Русьской земли», тело казненного Михаила «везуща… по городам по Русьскым и довезшим Москвы» (ПСРЛ. Т. V. Вып. 1. С. 208-209, 215).

Тверской сборник
Великий князь Александр Михайлович Тверской «владеющу землею Рускою, Володимером и Великым Новым городом и всею страною до моря Варяжского и пакы Новымгородом Нижним и до предел Измаилтескых» (ПСРЛ. Т. XV. Cтб. 465). (Т.е. Русская земля – Великое княжество Владимирское).
1409 г. «прииде зловернии Витовт на усть Угры с силою Литовскою и Немецкою и Ляцкою, князь же великий Василей Дмитриевичь поиде противу с своею братией и со всеми князми Рускыми и со всею силою Рускою» (там же. Стб. 477).

Рогожский летописец (тверской)
1327 г. слова советников хана Узбека о великом князе Александре Михайловиче Тверском: «Аще не погубиши князя Александра и всех князий Роусскых, то не имаши власти над ними» (ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. там же. Стб. 42). Алексадр бежал от татар в Псков, «оставль княжение роуское» (там же. Стб. 44).
1357 г. «Приде Алекси митрополит на Русьскую землю, а Роман на Литовськую и на Волыньскоую» (там же. Стб. 65). (Алексей стал митрополитом в Великом княжестве Владимирском).
Когда Иван Калита «седе… на великом княжении всея Руси… престаша погании воевать Русскую землю» (там же. Стб. 44). Его оплакивали «вси мужи москвичи… и весь мир христианьскы и вся земля Роусская, оставше своего господаря» (там же. Стб. 52-53).
1375 г. Дмитрий Донской пошел на Тверь «собрав всю силу русскых городов и со всеми князми рускими совокупяся» (там же. Стб. 110).
1378 и 1380 гг. татары хотели напасть «на князя великаго Дмитрея Ивановича и на всю землю Русскую» (там же. Стб. 134, 139).

Симеоновская летопись (московская)
1377 г. «Царь и патриархъ, много истязавше Пимина, и яже бяху около его сущии съ нимъ, и бывшу събору и изупрошанию и истязанию и распытованию, изволиша сице поставити Руси Пимина митрополитомъ. Рекоша бо Грекы: “аще Русини или право глаголють или не право, но мы истиньствуемъ, но мы правду деемъ и творимъ и глаголемъ”» (ПСРЛ. Т. 18, стр. 125).

Новгородская IV летопись
1380 г. «И бысть сеча зла и велика, и брань крепка, троусъ великъ зело, яко же отъ начала миру сеча не была такова великимъ княземъ Роускимъ, яко же сему великомоу князю всеа Роуси. Бьющимъ же ся имъ отъ 6-го часа до 9, прольяша кровь, аки дождева туча, обоихъ, Роускихъ сыновъ и паганыхъ: множество бесщисленое падоша трупья мертвыхъ обоихъ, и много Руси побьени быша отъ Татаръ, и отъ Руси Тотари; паде троупъ на троупе, и паде тело Тотарьское на телеси крестьяньскомъ. Инде видети беаше, Роусинъ за Тотариномъ ганяшеся, а Тотаринъ сии настигаше; смятошася бо ся и размесиша, коиждо бо своего соупротивника искааше победити» (ПСРЛ. Т. 4, часть 1, стр. 319).

Митрополит Фотий в обращении к великому князю Василию I Московскому: «Христос тебе, великаго князя… предстателя великиа всеа Руси дарова».
(Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. VI. Стб. 293).

Задонщина (1380-е гг.)
«Пойдем, брате, тамо в полунощную страну – жребия Афетова, сына Ноева, от него же родися русь православная… И оттоля на восточную страну – жребий Симова, сына Ноева, от него же родися хиновя – поганые татаровя, бусормановя. Те бо на реке на Каяле одолеша родъ Афетов. И оттоля Руская земля седитъ невесела; а от Калатьския рати до Мамаева побоища тугою и печалию покрышася, плачющися, чады своя поминаючи – князи и бояря и удалые люди, иже оставиша вся домы своя и богатество, жены и дети и скот, честь и славу мира сего получивши, главы своя положиша за землю за Рускую и за веру християньскую… Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возверзем печаль на Восточную страну – в Симов жребий».
(Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. СПб., 1999, стр. 104).

Сказание о нашествии Едигея (нач. 15 в.)
«Въ лето 6917 (1408)… Тое же зимы некоторыи князь ординскыи, именемъ Едигеи, повелениемъ Булата царя, прииде ратью на Рускую землю, а съ нимъ 4 царевичи да мнози князи Татарстии… Се же слышавъ, князь великии Василеи Дмитриевичь печаленъ бысть прилучивъшаяся ради скорби въ Руси, грехъ ради нашихъ, занеже изначална безаконии Измаилтяне лукавенъ миръ счиниша съ Русскими князми нашими, наипаче же всехъ къ великому князю Василью Дмитриевичю, лестно мирующе съ нимъ... Боголюбивому и православному самодржцу великому князю Василью Дмитриевичю столъ Русскиа хоругви дръжащу, и христиане благоденьствовахуть въ дръжаве его, и земля Русскиа миромъ украшаема въ сихъ доброхъ исполнився благоцветяше. Лукавии же Измаилтяне не можаху завистию зрети толика посещениа человеколюбца Бога на христоименитыхъ людехъ, завистию поджигаеми бывахуть, не трпяхуть зрети исполнениа земля Русскиа и благовременьства христианьска, многажды покушашеся приити разорити таковыа красоты величества и славу отторгнути христоименитыхъ людеи, того ради съ князми нашими лукавенъ миръ съставиша... Многославныи Володимерь, еже есть столъ земля Русскыа и градъ Пречистые Богоматери, въ неи князи велиции Русстии первоседание и столъ земля Русскыя приемлють, иже великии князь всеа наименовается, ту бо первую честь приемлеть» (Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 157).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что-то меня последнее время несёт. Не как Остапа, конечно, и даже не как дядю Сашу ... Вот, смотрите, есть в нижеследующем какая-то невысказанность. Имеем понятие «мужское начало»? Имеем. «Женское начало» тоже есть. То есть, начало всяко присутствует. А вот с концом непонятно (а конец ...
  Не люблю слово "духовность", какой-то ящичек, в котором может быть очень много, начиная с эзотерики. Держу это более за натуральное состояние души. Когда человек одушевлён и следует законам сердца. Когда-то я очень чётко поняла, что страдание ...
Есть фотограф-любитель, я фотограф- нелюбитель. Ещё по следам зеленой шапки родилось, что "я себе не к лицу". Однако это калька уже с обошедшего всё мема про то, как "я себе не по карману", так что почти нещитово. в акции пусть nevash_lexa который заругал нас всех за зеленую ...
Ребенок сходил в поход и принес новые непромокайки в таком виде. Как это можно починить? Обрезать не получится там кнопки и молния. По составу полиэстер. ...
Вот Собянин лично поясняет , как будет устроено голосование не по месту жительства в Москве. Москва - огромный город, люди встречаются, люди влюбляются, женятся. Многие хотят проголосовать не по месту постоянной регистрации. Им предоставлена такая возможность. Ей воспользовались почти ...