Рублевское Сретение
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ
![Рублевское Сретение Рублевское Сретение](/images/main/rublevskoe-sretenie-3a06c6.jpg?from=https://images.icon-art.info/main/00600-00699/00621_hires.jpg)
Младенца Христа приносят в храм, где Его встречает старец Симеон и вносит Его во святая святых (по смыслу события это означает, что ветхозаветное священство признает основоположника Нового Завета и передает Ему свои священнические полномочия; происходит встреча - сретение двух Заветов).
"На иконе, - пишет Б. В. Раушенбах, - оборвано изображение колонны, поддерживающей киворий над престолом, продолжен (в нарушение естественной геометрии) престол в сторону Симеона, его значимость подчеркнута ярким киноварно-красным цветом. Икона скомпонована так, чтобы младенец Христос оказался над престолом и под киворием. Зритель видит не только передачу Младенца Марией, но и движение Симеона, как бы опускающего Христа на Его престол, жест, символизирующий акт добровольной передачи власти Ветхим заветом (олицетворенным Симеоном) Новому завету (олицетворенному Христом). Надпрестольное пространство является самым святым местом в храме, куда немыслимо помещение какого-либо младенца, поэтому жест Симеона приобретает характер исключительности, и зрителю ясно, что Симеон держит на руках воплотившееся Божество. Эта композиция стала возможной только вследствие, условно говоря, очевидных нарушений "правил рисования". Сказанное становится ясным при сравнении приведенной иконы (Андрея Рублева) с фреской Джотто, в которой эти правила соблюдены. Здесь толстая колонна отгородила престол от Марии и Симеона, и Младенец не связан более с надпрестольным пространством. Фактически здесь показан обычный обряд воцерковления, совершаемый над каждым младенцем, и поэтому исчезла исключительность изображаемого события, сцена приобрела характер бытовой зарисовки. У Рублева дан поворотный пункт истории человечества, событие эпохальное; здесь же - повседневное... Рассмотренные примеры показывают, насколько важным был "обрыв" в изображении колонн, поддерживающих киворий (или иной способ их маскировки), - прием, систематически проводившийся в средние века" [i].
Важно, что в этой композиции нет инициативы Марии. Не Она вталкивает своего Сына в сакральнейшее пространство, но Симеон вносит Его туда.
Этот же прием "убирания" колонн используется и в иконах Тайной вечери, где причастность учеников Христу, их евхаристическая общность не должна разрываться колонной между Христом и апостолами. Есть этот прием и в иконографии "Введения во храм".
[i] Раушенбах Б. В. Иконография как средство передачи философских представлений // Проблемы изучения культурного наследия. М. , 1985. С. 320-322.
***
А я вчера сподобился принять на руки 50-дневного Симеона. Он меня терпел минут 15, за что я ему очень благодарен. Потом мама унесла его кормить, так что плача не было :)