В мире святителей

топ 100 блогов diak_kuraev12.02.2024

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ

В Четьих минеях Димитрия Ростовского читаем про сегодняшний праздник Трех Святителей:

В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнина, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости».


Следов таких споров в византийской письменности просто нет. «Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости». Искуснейшим в красноречии тогда был Михаил Пселл. В его наследии нет и следа таких споров. Это время раскола западного и восточного христианства. До размеров ли нимбов тут?


«Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости».

Раз речь идет о времени имп. Алексия, то Иоанн в это время был глубоким старцем (за 80 лет) и схиепископом на покое.

(см. https://drevo-info.ru/articles/15328.html)

«Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры. Соедини в один день память о нас. Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени».

Еще раз: Иоанн не патриарх, приняв монашества, он отказался от епископства, он далек от коридором церковной и светской власти. Поэтому следующая фраза «Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими и установил праздник трех святителей» просто нереальна.

Интересно в этом сказании отсутствие упоминания о патриархе. Пожалуй, это молчание указывает на Евстратия Гариду (8 мая 1081 — июль 1084): Весной 1082 года императору поступил донос на Иоанна Итала — известного философа, ученика Михаила Пселла. Ученого обвинили в распространении еретических мыслей, а также идей, уже осужденных Вселенскими Соборами. 

11 апр. 1082 г. Синод под председательством Евстартия и с участием Иерусалимского патриарха Евфимия допросил 5 учеников Итала, которые объявили себя непричастными к ошибкам учителя и к его посланиям императору и были оправданы. 

В конце концов сам патриарх Евстратий был обвинен в поддержке ереси Итала. Духовенство восстало и вместе с народом направилось к его резиденции, угрожая выбросить Евстратия в окно. Однако он принял мудрое решение и сам отрёкся от патриаршего сана.

И вот тут самое интересное:  Иоанна Итала обвиняли в оригенизме и даже вере  в переселение душ.

Прикрыть любовь к давно уже осужденному Оригену можно было разве что ссылками на то, что о всеобщем спасении учил и св. Григорий Нисский.

Значит, возникла нужда в его частичной деканонизации.

Вот для этого и была придумана сказка про видения старенького епископа Иоанна (скорее всего уже после его кончины).

Праздник Трех Святителей был бы логичен, если бы это был день трех друзей-каппадокийцев. 

То, что в этот собор не включили третьего члена Каппадокийского кружка и ближайшего сотрудника свв. Василия и Григория – св. Григория Нисского, заменив его Иоанном Златоустом, и было такой «малой деканонизацией».

Это просто очередной этап  войны византийского богословия против наследия платоновской философии. В этой войне еще будут еще и доносы, и казни (см. св. Генналий Схоларий).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Говно: как в наших широтах стеклят балконы. Охуенно: как в Европах стеклят балконы. ...
Уютный сад с беседкой, зеленый газон с бассейном , цветущие клумбы, огород, радующий обильным урожаем – обладателем всего этого вы можете стать, если купите кусочек земли. Однако ...
Втрепать борща важно ...
Во время антитеррористической операции украинских силовиков в Славянске Донецкой области пострадали трое стражей порядка. Об этом УНИАН сообщил информированный источник в правоохранительных органах. По словам собеседника агентства, по предварительной информации, один милиционер ...
Проходила в ЖК квест "собери 33 бумажки и отнеси их туда, где лежит трудовая ...