В мире святителей
diak_kuraev — 12.02.202418+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ
В Четьих минеях Димитрия Ростовского читаем про сегодняшний праздник Трех Святителей:
В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнина, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости».
Следов таких споров в византийской письменности просто нет. «Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости». Искуснейшим в красноречии тогда был Михаил Пселл. В его наследии нет и следа таких споров. Это время раскола западного и восточного христианства. До размеров ли нимбов тут?
«Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости».
Раз речь идет о времени имп. Алексия, то Иоанн в это время был глубоким старцем (за 80 лет) и схиепископом на покое.
(см. https://drevo-info.ru/articles/15328.html)
«Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры. Соедини в один день память о нас. Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени».
Еще раз: Иоанн не патриарх, приняв монашества, он отказался от епископства, он далек от коридором церковной и светской власти. Поэтому следующая фраза «Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими и установил праздник трех святителей» просто нереальна.
Интересно в этом сказании отсутствие упоминания о патриархе. Пожалуй, это молчание указывает на Евстратия Гариду (8 мая 1081 — июль 1084): Весной 1082 года императору поступил донос на Иоанна Итала — известного философа, ученика Михаила Пселла. Ученого обвинили в распространении еретических мыслей, а также идей, уже осужденных Вселенскими Соборами.
11 апр. 1082 г. Синод под председательством Евстартия и с участием Иерусалимского патриарха Евфимия допросил 5 учеников Итала, которые объявили себя непричастными к ошибкам учителя и к его посланиям императору и были оправданы.
В конце концов сам патриарх Евстратий был обвинен в поддержке ереси Итала. Духовенство восстало и вместе с народом направилось к его резиденции, угрожая выбросить Евстратия в окно. Однако он принял мудрое решение и сам отрёкся от патриаршего сана.
И вот тут самое интересное: Иоанна Итала обвиняли в оригенизме и даже вере в переселение душ.
Прикрыть любовь к давно уже осужденному Оригену можно было разве что ссылками на то, что о всеобщем спасении учил и св. Григорий Нисский.
Значит, возникла нужда в его частичной деканонизации.
Вот для этого и была придумана сказка про видения старенького епископа Иоанна (скорее всего уже после его кончины).
Праздник Трех Святителей был бы логичен, если бы это был день трех друзей-каппадокийцев.
То, что в этот собор не включили третьего члена Каппадокийского кружка и ближайшего сотрудника свв. Василия и Григория – св. Григория Нисского, заменив его Иоанном Златоустом, и было такой «малой деканонизацией».
Это просто очередной этап войны византийского богословия против наследия платоновской философии. В этой войне еще будут еще и доносы, и казни (см. св. Генналий Схоларий).
|
</> |