В мире святителей

топ 100 блогов diak_kuraev12.02.2024

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ

В Четьих минеях Димитрия Ростовского читаем про сегодняшний праздник Трех Святителей:

В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнина, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости».


Следов таких споров в византийской письменности просто нет. «Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости». Искуснейшим в красноречии тогда был Михаил Пселл. В его наследии нет и следа таких споров. Это время раскола западного и восточного христианства. До размеров ли нимбов тут?


«Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости».

Раз речь идет о времени имп. Алексия, то Иоанн в это время был глубоким старцем (за 80 лет) и схиепископом на покое.

(см. https://drevo-info.ru/articles/15328.html)

«Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры. Соедини в один день память о нас. Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени».

Еще раз: Иоанн не патриарх, приняв монашества, он отказался от епископства, он далек от коридором церковной и светской власти. Поэтому следующая фраза «Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими и установил праздник трех святителей» просто нереальна.

Интересно в этом сказании отсутствие упоминания о патриархе. Пожалуй, это молчание указывает на Евстратия Гариду (8 мая 1081 — июль 1084): Весной 1082 года императору поступил донос на Иоанна Итала — известного философа, ученика Михаила Пселла. Ученого обвинили в распространении еретических мыслей, а также идей, уже осужденных Вселенскими Соборами. 

11 апр. 1082 г. Синод под председательством Евстартия и с участием Иерусалимского патриарха Евфимия допросил 5 учеников Итала, которые объявили себя непричастными к ошибкам учителя и к его посланиям императору и были оправданы. 

В конце концов сам патриарх Евстратий был обвинен в поддержке ереси Итала. Духовенство восстало и вместе с народом направилось к его резиденции, угрожая выбросить Евстратия в окно. Однако он принял мудрое решение и сам отрёкся от патриаршего сана.

И вот тут самое интересное:  Иоанна Итала обвиняли в оригенизме и даже вере  в переселение душ.

Прикрыть любовь к давно уже осужденному Оригену можно было разве что ссылками на то, что о всеобщем спасении учил и св. Григорий Нисский.

Значит, возникла нужда в его частичной деканонизации.

Вот для этого и была придумана сказка про видения старенького епископа Иоанна (скорее всего уже после его кончины).

Праздник Трех Святителей был бы логичен, если бы это был день трех друзей-каппадокийцев. 

То, что в этот собор не включили третьего члена Каппадокийского кружка и ближайшего сотрудника свв. Василия и Григория – св. Григория Нисского, заменив его Иоанном Златоустом, и было такой «малой деканонизацией».

Это просто очередной этап  войны византийского богословия против наследия платоновской философии. В этой войне еще будут еще и доносы, и казни (см. св. Генналий Схоларий).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня у меня внезапно нарисовались интересные планы на февраль) Во-первых, 9 февраля у нас в Светогорске пройдет игра по инклюзии "Равные возможности" для наших сотрудников. Мне кажется, это очень круто, что мы хотим донести важность этого до людей посредством того, чтобы они сами ...
всем хороших ...
В сезон разгула гриппа, простудных заболеваний и новой коронавирусной инфекции COVID19 особенно сильно рискуют легкие, которые становятся главной мишенью опасных недугов. Существуют продукты, поддерживающие и оздоровляющие легкие за счет содержащихся в них веществ.Следующие продукты ...
Все искусственно разделенные под действием иностранного военного вмешательства нации в конце концов объединялись. Это закономерно и правильно. Корея, разделённая вот уже 60 лет, в ближайшее время станет единой. Этого желает весь корейский народ. Разумеется, все честные люди хотят, ...
Всегда немного странно видеть этот шар над городом. Но красиво. Развлечение для туристов. ...