Как попасть во святые?


Тг клирик ньюс набрел на сенсацию:
"Социальное происхождение русских святых:
Епископов — 45%
Монахов и священников — 32%
Князей, царей и др. — 13%
Юродивых — 4%
Неизвестного звания — 2,2%
Крестьян — 0,3%"
***
Ладно, спутали они социальное происхождение и социальный статус: и епископ мог быть из крестьян, и монах мог быть из князей.
Ладно, таблица почему-то стилизована под идиш-шрифт...
Но ведь эта тема подробно освещена в моей книге "Византия против СССР":
Чтобы понять, как важен здесь ответ на вопрос «а судьи кто?» - достаточно заметить, что за 1 000 лет епископские синоды не приметили святости ни одного рядового священника (диакона, пономаря). С той поры, когда в православии официально-регламентированные канонизации стали совершаться церковной властью (решениями синодов и соборов о причислении к лику святых) - а это где-то с 11 века - через придирчиво-монашеское сито не прошел ни один семейный священник или диакон.
Рядовый клирик мог попасть во святые в трех случаях: или если его убьют (мученик), если он – монах (преподобный) или – юродивый.
Поэтому первым по настоящему семейным святым священником не-мучеником стал отец Алексий Мечев, московский старец, духовник Бердяева в двадцатых годах. Он прославлен собором 2000 года.
Целых 20 веков епископы-монахи не могли признать, что обычные попы-труженики могут быть святыми. Женатых попов строгий архиерейский суд в рай в принципе не пускал. Очень характерна икона «всех кипрских святых». Ни одного мирного пахаря. Ни одного священника или диакона. Епископы веками прославляли только самих себя. На кипрской иконе среди двух десятков архиереев нашлось лишь два монаха и два воина-мученика с копьями.
Средневековые богословы делили общество на laboratores, bellatores и oratores (трудящихся, воителей и молящихся). Святыми могли быть лишь bellatores и oratores.
К женатым мирянам монашеско-иерархический суд был чуточку снисходительнее, чем к своим попам. Твой подчиненный не может быть святым. Только твой начальник. Поэтому преосвященно-синодальные решения в большом числе населяли рай пусть и женатыми, но - царями (князьями). А простым семейным мирянам надо было быть уж совсем юродивыми, чтобы сподобиться канонизации (бездетные и фольклорные Петр и Феврония) . И то их число на порядки меньше "святителей".
|
</> |