РПЦ без библеистики
diak-kuraev — 07.10.2016 получил письмо:"Позвольте отреагировать на Ваш пост о лекции митр. Илариона. Эта лекция - точное повторение его доклада на Симпозиуме исследователей Нового Завета, который прошел на днях в Москве. Этот доклад, конечно, ввел в замешательство большинство приехавших специалистов, реальных исследователей НЗ. Выглядело это очень странно: пригласить более 50 ведущих специалистов и рассказать им, как надо правильно изучать НЗ и объяснить им, что многое они просто выдумали и слепо в это верят (Источник или Q).
Каким-то переломным моментом стала конференция 2013 года "Современная библеистика и предание Церкви".
Если почитать ее материалы, видно, что доклад митр. Илариона там совершенно иной. А самое интересное, что и вступительное слово патриарха там абсолютно в другом ключе, чем нынешняя политика. Патриарх прямо говорит о необходимости выхода на мировой уровень, что нельзя застрять на уровне 19 века и т.д. Это все легко найти.
Конференция та прошла на подъеме. Российские организаторы хотели показать, что у нас есть задел, есть определенный уровень, что мы можем выходить с такими докладами и исследованиями на уровень современной мировой библеистики.
А потом случилось следующее. На закрытии конференции, которая была в виде круглого стола, прибыл патриарх, который решил отойти от заготовленного текста. И то, что он стал говорить там, было полной противоположностью его вступительному докладу. "О каком новом переводе может идти речь, когда у нас остается неизученной Славянская Библия, когда до сих пор нет ее критического издания? И с какого текста делать новый перевод? С греческого? Или, может, еврейского? Синодальный перевод всем понятен... " и т.д. Хорошо помню, каким громом грянули все эти слова для слушателей.
Участникам нынешнего симпозиуму раздавали сборник материалов конференции 2013 года. На его обложке самые прогрессивные высказывания как раз из вступительного слова патриарха. Этот сборник, похоже, останется в истории таким отпечатком поворота нашего начальства в отношении библейской науки на 180 градусов.
Да, кстати, удивительно, что в последнем ЖМП смогли опубликовать статью М.Г. Селезнева в защиту библейской критики".
***
Конечно, ученые-библеисты плевать хотели на установки митр. Илариона или патриарха Кирилла. У них свой, международный и интерконфессиональный мир, и указанные лица в число научных авторитетов не входят никаким боком.
Свою работу эти немногие русские библеисты будут вести как и прежде, разве что публиковаться в церковном официозе перестанут.
Но рядовые преподаватели библеистики в провинциальных семинариях облегченно вздохнут: они и раньше не понимали и не приветствовали эту иностранную науку, а теперь их лени и невежеству вообще индульгенция вышла.
В иные времена я бы диагностировал шизофрению у наших высоких докладчиков: они объявляют свое богословие ВАКовской наукой - и тут же реальную науку клеймят.
Но сегодня тут нет противоречия: их карманное богословие институциализируется не в общемировой храм науки, а в кривой сарай, призванный быть идеологической обслугой г-на Мединского и Компании. А с доктором Мединским это все вполне совместимо.
***
Тем, кто желает понять, что такое на самом деле (а не в политинформации м. Илариона) "Евангелие с научной точки зрения", советую пойти в Православную Энциклопедию:
http://www.pravenc.ru/text/347622.html
|
</> |