Российские татары в Первой Мировой войне

топ 100 блогов historical_fact29.10.2021 Наш небольшой рассказ посвящён рядовым этой войны – российским мусульманам-татарам, сражавшимся «за царя и Отечество», соблюдавшим присягу, данную на Коране. Следует отметить, что, как и всё мусульманское население Российской империи, солдаты-мусульмане составляли лишь небольшой процент от общего числа военнослужащих. Кроме этого, до войны подавляющая часть мусульман – российских подданных – не призывалась в армию, а лишь уплачивала специальный налог взамен отбывания воинской повинности. Исключение составляли лишь татары, которых в армию стали брать ещё при Петре I.

Российские татары в Первой Мировой войне

Татары также служили в Оренбургском и Уральском казачьих войсках. С началом войны из мусульман были также сформированы Кавказская туземная кавалерийская дивизия (так называемая «Дикая дивизия») и Туркменский конный дивизион. Но подавляющее большинство военнослужащих-мусульман, служивших в «обычных» кадровых частях Российской императорской армии, составляли татары. Татары были представлены даже в такой элитной части, как Рота дворцовых гренадер. В ней служили гренадер Абдусалих Абдулхаликов и унтер-офицер Фуад Бахтияров – оба Георгиевские кавалеры. Следует отметить, что это подразделение, которое насчитывало 136 человек, несло охрану резиденции императора – Зимнего дворца, и если гвардия была элитой армии, то Рота дворцовых гренадер была элитой гвардии. Сюда, зачастую по личному указанию императора, отбирали лучших солдат гвардейских частей.

Стать лучшим солдату-татарину было намного труднее, чем остальным: «…Молодой солдат Мухамеджинов, татарин, едва понимавший и говоривший по-русски, окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства – и настоящего, и воображаемого. Он вдруг рассвирепел, взял ружьё на руку и на все убеждения и приказания отвечал одним решительным словом: “З-заколу!” – “Да постой... да дурак ты... – уговаривал его унтер-офицер Бобылёв. – Ведь я кто? Я же твой караульный начальник, стало быть...”. – “Заколу!” – кричал татарин испуганно и злобно и с глазами, налившимися кровью, нервно совал штыком во всякого, кто к нему приближался. Вокруг него собралась кучка солдат, обрадовавшихся смешному приключению и минутному роздыху в надоевшем ученье…» (А. Куприн, «Поединок»).

В годы Первой мировой войны в русскую армию было призвано от 1 до 1,5 миллионов мусульман, что составляло 10 % от всей численности русской армии. Военная летопись полна примеров доблести и геройства солдат-мусульман. Вот, например:
«Гильманов Дильмухамет – рядовой, 121-й пехотный Пензенский полк, команда разведчиков – Георгиевский крест 4 степени № 190464. “С 16 на 17 февраля 1915 года при ночной разведке в селе Лужно, при первой и второй атаке противника, превосходящего численностью, личным мужеством и храбростью содействовал успеху контратаки”».

«Зайпулин Шайкомал – рядовой, 70-й пехотный Ряжский полк – Георгиевская медаль 4 степени № 566297. “За отличия, оказанные при молодецкой атаке 10 сентября 1915 года укреплённой позиции у деревень Чижевичи и Малмычи”».

«Кунабаев Гайфула – ефрейтор, 121-пехотный Пензенский полк, команда разведчиков – Георгиевский крест 4 степени № 190476. “1 марта 1915 года, производя разведку в селе Лужно, пробрались к неприятельской сторожевой заставе, примером личной храбрости увлекли товарищей, перекололи 8 австрийцев и выяснили расположение противника”».

Младший унтер-офицер 2-й Сибирской стрелковой бригады Шагиахметов Мухамет Мухаметович 29 марта 1916 года был удостоен сразу двух Георгиевских крестов – 3 и 2 степеней «от имени Его Императорского Величества, Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем “За мужество и храбрость, проявленные в боях с 1 по 5 июля 1915 года и с 5 по 15 марта с. г.”». К сожалению, в приказе не отмечено, что конкретно сделал Мухамет Шагиахметов, но следует учитывать, что 2 и 3 степени «Знака отличия Военного ордена» (так официально назвался этот орден, который в народе назвали Георгиевским крестом или просто «Георгием») присваивались за исключительные военные подвиги, совершённые на поле боя.

Интересна судьба полного Георгиевского кавалера унтер-офицера Ибрагима Ждановича. Он происходил из польско-литовских татар. Родился в семье имама. На службу в армию был призван в 1911 году. За время войны был награждён всеми четырьмя степенями Георгиевского креста и четырьмя Георгиевскими медалями, то есть, как тогда говорили в армии, «имел полный Георгиевский бант». После революции он не захотел принимать участия в братоубийственной Гражданской войне и эмигрировал в Аргентину. Вернулся на Родину в 1938 году, где и умер в 1943 году.

Татары-мусульмане воевали не только в пехоте. Об этом свидетельствует, например, наградной лист Ибрагимова Мартуза Ибрагимовича – кочегара унтер-офицера 1 статьи с крейсера «Громобой». Он был награждён Георгиевской медалью 3 степени «За выдающееся мужество и хладнокровие во время боя с неприятелем» и Георгиевским крестом 4 степени № 559238 «За то, что во время атаки неприятельской подводной лодки заметил и быстро исправил серь`зное повреждение котла, чем дал возможность крейсеру иметь самый полный ход и благополучно уклониться от неё» .

Ещё один татарский «морской волк» Минваев Муфтахутдин Муфтахудинович – старший комендор линейного корабля «Слава» – был награждён Георгиевской медалью 3 степени № 105413 «За мужество, храбрость и самоотвержение, проявленные при обстреле неприятельских позиций». Следует отметить, что награждали солдат-мусульман гораздо реже, чем их сослуживцев-христиан. Чтобы не быть голословным, можно сослаться на журнал «Военная быль» (№ 41, март 1960 года), который издавался русскими офицерами-эмигрантами в Париже. Так, в очерке «Из боевой жизни 40-го Колыванского полка» в отношении награждения солдат-мусульман говорится следующее: «Но обычно, как бы храбро ни воевал солдат, Георгиевский крест получал редко. "На что татарину крест? – сказал когда-то своему командиру капитану К. его ротный писарь, – он же не христианин, а мусульманин, и носить его не будет". Так, по-видимому, думал не только ротный писарь капитана К., потому что случаи награждения солдат-мусульман были очень редки». Но этот писарь был не прав. Татары-мусульмане носили свои боевые награды как знак отличия, которым их наградили за заслуги перед Отечеством. Свидетельством тому – старые фотографии заслуженных воинов. Недаром поэт сказал: «Вглядись, и ты увидишь в них историю России...».

Автор - Ильдар Мухамеджанов

Источник: http://www.belrussia.ru/page-id-7819.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. Девушка напротив 2. Ведьма из Блэр 3. Смертельный туннель 4. Зодиак 5. Открытое море 6. Голод 7. Они 8. Подмена 9. Незнакомцы 10. Таншаньское землетрясение 11. Техасская резня бензопилой 12. Волчья яма 13. Выжить 14. Призрак красной реки 15. Каннибал 16. Эвиленко 17. Охотник на людей ...
А я ещё выходить не хотела. Собиралась, как часто бывает, позвонить мужу и попросить зайти в аптеку. А потом что-то вдруг собралась да пошла. Вот такая я красивая и смелая решительная! Захожу в аптеку, достаю все свои две скидочные карты - аптечную накопительную и социальную, - ...
Приводилось вам терять своих усатых\полосатых\пернатых питомцев?! Не так чтобы по настоящему (хотя и такое бывает, к сожалению), а с последующей находкой потеряшки.  Нам приводилось "терять" нашего кота Семёна. Сейчас расскажу эту небольшую историю. Мы тогда уже здесь ...
Егор Просвирнин. Хотел уничтожить Украину, выгнать нерусских из России и вести здоровый образ жизни. Летел быстро, но не далеко, помер под забором, так и не похудел. На что ...
Обычно, когда слышишь фразу "в неглиже", думаешь, что человек голый. Правда? Либо в каком-то неприглядном состоянии - ведь выражение "в неглиже" настолько созвучно со словом неприглядный , что зачастую хочется неглиже написать через букву "я", согласны? Но нет! я в неглиже НИКАК ...