Россия взяла обменный курс


Олег Сенцов / РИА Новости
В прошлый вторник вступил в силу приговор, вынесенный Надежде
Савченко, и пошел отчет десяти дней, в течение которых должна была
определиться ее дальнейшая судьба. Или этап в колонию, или
возвращение на родину в рамках процедуры обмена, либо экстрадиции
для отбытия наказания. Формальных причин для оптимизма не было,
потому что переговоры в минском формате в последние месяцы почти
прекратились, а говорить прямо об обмене пленными между Украиной и
Россией было нельзя, поскольку наша страна не признает себя
участником военного конфликта в Донбассе.
Надежда была на тайную дипломатию — и, видимо, не
зря.
В пятницу Минюст РФ официально заявил, что направил в подведомственную ему Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) документы для передачи Украине четырех человек, которых Киев и ряд правозащитных организаций называют политическими заключенными. Это Олег Сенцов, Геннадий Афанасьев, Александр Кольченко и Юрий Солошенко. Первые трое были осуждены за подготовку терактов в Крыму, экс-директор оборонного завода Солошенко обвинялся в шпионаже.
Адвокат режиссера Олега Сенцова Светлана Сидоркина осторожно замечает, что есть некоторые юридические коллизии, которые могут осложнить процедуру. В частности, на разных этапах суда и следствия у стороны обвинения возникали разночтения, считать ли проживавших в Крыму Сенцова, Афанасьева и Кольченко гражданами Украины или России. Однако есть уверенность, что судьи Верховного суда, где и будет разрешен вопрос о передаче, найдут юридически выверенное решение.
Российская сторона нарочито дистанцируется от политики:
действуют профильные ведомства, участие МИДа или администрации
президента не афишируется, слово «обмен» не звучит. Хотя очевидно,
что интенсивные контакты между министром иностранных дел Сергеем
Лавровым и госсекретарем Джоном Керри, а также регулярные
телефонные разговоры между президентами Владимиром Путиным и
Бараком Обамой, обеспечили политическое решение. Оно явно не
ограничивается кейсом «крымских террористов» и даже сугубо
украинской проблематикой. Например, в тот же день Москва заявила,
что по личной просьбе президента США обеспечила вызволение из
сирийской тюрьмы американского журналиста Кевина Доуса.
Подчеркивается, что он — только один из тех, о ком
хлопотал Обама. Значит, Асаду придется еще не раз демонстрировать
гуманизм.
Американская администрация со своей стороны должна, видимо, послать
определенные сигналы в Киев. Ведь Москва, не произнося термина
«обмен», наверняка рассчитывает, что зеркальным образом для отбытия
наказания на родине ей будут переданы обвиняемые и осужденные
россияне, в том числе Ерофеев и Александров. Суд над ними пока не
завершен, а значит, выдача технически невозможна. Москве будут
нужны гарантии, которые Киев, испытывающий серьезный
внутриполитический кризис, дать, очевидно, не может.
При этом не стоит поддаваться искушению злорадством и делать из
посреднической миссии Вашингтона очередной вывод о превращении
Украины в failed state, разменную монету между Россией и США.
Москва и Вашингтон и не ведут торга об обмене украинцев на россиян.
Диковатая схема «Савченко в обмен на Бута» так и останется в рамках
информационной войны. Просто между Вашингтоном и Москвой сейчас
наметился период нормализации отношений. Он вовсе не обещает новой
разрядки, но каждая из сторон должна выполнить свою часть работы и
решить проблемы, созданные в период эскалации. Это движение должно
быть взаимным, но не обязательно — симметричным.
Например, Москва, скорее всего, может допустить
возвращение на родину Савченко по тому же принципу, что и Сенцова.
Но из этого не следует, что Вашингтон «в ответ» должен смягчить или
отменить санкции. И то, и другое возможно — по мере восстановления
доверия.
И тут важно оговорить важнейшую вещь — США, сыгравшие значимую роль
при заключении Минских соглашений, вовсе не намерены быть гарантом
их исполнения, тем более в «ручном режиме». Это сфера
ответственности Парижа, Брюсселя, Киева и Москвы, а также
находящихся в поле ее влияния самопровозглашенных республик. Это
значит, что наметившийся прорыв ни в коем случае не должен
ограничиться разменом символическими фигурами. Наоборот, он должен
стать драйвером для возобновления постоянной рутинной работы по
обмену пленными в «минском формате».
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Читайте
также: Хотите Савченко — снимайте
санкции
|
</> |