Россия и глобальный поворот

топ 100 блогов werewolf000113.02.2024 https://centrasia.org/news.php?st=1707775140
Воздействие на общество, к которому толкают самозванные патриоты-манипуляторы, отличается от его нормального функционирования не только по целям и методам организации, но и по предполагаемому содержанию. Компания купальщиков в бытовых стоках постоянно твердит о своей "верности" русской культуре и ценностям русского мировоззрения, извращая их или не имея о них сколько-нибудь серьезного представления.
К русскому мировоззрению – русскому не в этническом, как у "патриотов", смысле, а как наименованию отечественной культуры – сегодня принято обращаться в специфически-актуальном контексте в связи с проводимой спецоперацией. Однако нельзя упускать из виду и поставленный президентом Владимиром Путиным во главу угла отечественной современности долговременный тренд – заменить мировую архитектонику с центрированием вокруг многовековой англо-саксонской колониальной модели многополярным мироустройством, избавленным от колониализма. Россия предложила миру и сейчас возглавила этот наметившийся глобальный поворот, поставив в центр внутренней политики идею национального единства на основе "длинного мировоззрения".
Подчеркну, особенно важна необходимость осознания ответственности за совершаемое: ведь еще не так давно СССР именовал себя инициатором и авангардом в движении всего человечества к светлому коммунистическому завтра, чем в итоге не оказался.
Из этого осознания вытекает особая ответственность всех, кто имеет дело не только с кратковременными пропагандистскими акциями, но прежде всего с долговременным "длинным мировоззрением". Принципиально важно уяснить, что в отличие от актуальных пропагандистских акций, оно не формируется посредством воздействия извне, как это пытались представить еще советские пропагандисты. (В советском бытии у них в ходу было знаменитое, почти сакральное: "Я из тебя человека сделаю!") Оно свободно складывается в процессе освоения культуры, на что требуется время. В этом свободном и сознательном выборе каждым индивидом – гарантия его долговременности и прочности.
Содержание "длинного мировоззрения" вытекает из честного, этически осознанного прочтения отечественной истории и неспешного размышления вместе с русской философствующей художественной литературой.
Исторически сложилось так, что русская литературная классика органически содержала в себе философию. Конечно, не ее специфические разделы – например, аналитическую философию или философию науки, а прежде всего философскую антропологию и философию культуры. Тем более, если говорить о последнем 200-летнем историческом периоде в жизни страны, то в царствование Николая I и в советское время философия как таковая была либо запрещена, либо существовала в идеологизированном виде, либо пребывала в подполье. Ее подлинное многообразие начало открываться лишь с 90-х годов прошлого века. И хотя для глубокого и всестороннего ее освоения прошедший с тех пор срок мал, у нас не остается иного выбора, как, откликаясь на императив "длинного мировоззрения", к ней активно обратиться уже сегодня.
Первый мировоззренчески значимый смысл художественной философии – присутствие в ней предельно широкой философской тематики и проблем, занимающих в произведении центральное место, выделяемых автором в качестве предмета исследования. Это темы добра и зла, природы человека и смысла его бытия, его ничтожества и достоинства, любви и ненависти, свободы и насилия. Это вопросы о природном мире и социуме, о внутреннем мире помещика и крестьянина, интеллигента и революционера, созидателя и разрушителя.
Второй – непредвзятая, лишенная навязчивого наставничества и идеологизации авторская позиция, позиция наблюдения и понимания. Она располагает к диалогу просветителя и просвещаемого, закладывает основы свободного мышления, в подлинном смысле просвещения, как определял Кант, "признака совершеннолетия", "смелости и способности пользоваться своим умом".
Философская позиция наблюдения и понимания в отечественной классике довольно типична и неоднократно воспроизводилась многими авторами. Она доминирует у Льва Толстого, когда придуманный образ-идеал или учительский тон отступают в сторону; у Федора Достоевского, когда ему удается отойти от идеологической позиции православного национализма. В полной мере эта установка свойственна Николаю Лескову и Антону Чехову, Михаилу Шолохову как автору "Тихого Дона" и Андрею Платонову – повествователю о Чевенгуре, котловане и ювенильном море.
Третье мировоззренческое свойство художественной философии – способность в образной форме выходить на собственно философскую проблематику. Как, например, у Пушкина или Андрея Платонова.
И наконец, говоря о методологии русской философствующей литературы, следует привести позицию Семена Франка, для которого раскрытие в творчестве "национального духа" достижимо через "понимание и сочувственное постижение". Без со-чувствия нет понимания и постижения.
"Лишние люди" и "позитивное дело"
Отечественная философствующая художественная литература, начиная с Дениса Фонвизина, сразу обращается к фундаментальной философской проблеме – переустройства общества и человека. Центральную роль в этом процессе автор "Недоросля" отводит государству в лице самодержца. Главные действенные начала комедии – честный государственный чиновник Правдин, образцовый офицер Милон и предприниматель Стародум – субъекты преобразований. С их помощью зло наказано, а добро торжествует. Народ – пассивный объект благодеяний.
Однако реальность показала, что предложенный Фонвизиным конструкт – лишь желанный для монархически настроенных писателей идеал. Следующие за Фонвизиным философствующие авторы надежды на действенное просвещенное государство разделяют далеко не всегда. В философско-художественной сфере настает эпоха "лишних людей" и "мертвых душ". Их олицетворение – герои Александра Грибоедова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя.
При этом в произведениях философствующих писателей выстраивается система смыслов и ценностей – свободы и рабской зависимости, любви и ненависти, чести и достоинства, судьбы и самоопределения. Пушкин, к примеру, не только анализирует эти феномены, но предлагает их иерархию, помещая на вершину ценность человеческой жизни и семейного блага. А Лермонтов возвышается до вопроса об абсолютном доминировании божественного предопределения, о судьбе как неизбежном. Обреченный быть духом зла демон дерзко перечит Богу: "Всесилен, так и прав?"
Поворотный пункт в разработке системы русского мировоззрения – творчество Ивана Тургенева. "Записки охотника" – первая полная энциклопедия природы русского человека, в которой ясно прорисовываются два его главных типа – активно хозяйствующих субъектов (Хорь и Бирюк) и пассивных, органично сосуществующих с природой помещиков и крестьян-созерцателей.
Вместе с тем шеститомная романная проза автора "Записок" ясно ставит кардинальный для России вопрос: действительно ли мы страна "лишних людей" и "мертвых душ" или и у нас возможно "позитивное дело"? И если да", то как? Романы – "Рудин", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети", "Накануне", "Дым" и "Новь" – философско-художественное исследование проблематики созидания, заканчивающееся утверждением полезности "малых дел". В лице управленца Соломина (роман "Новь") Россия наконец обретает долгожданного позитивного героя-созидателя, впрочем, общественным сознанием практически не востребованного и даже не замечаемого до сих пор.
Вместо этого в русской литературе начинает укореняться заданный "новыми людьми" Николая Чернышевского (о его романе "Что делать?" Ленин говорил как о великом произведении, которое его "перепахало") и не сломленный "Бесами" Достоевского крен – революционистская идея, которая в конечном счете вылилась в ленинско-сталинский императив уничтожения человека "старого мира" и сотворения человека "мира нового".
Но для того, чтобы "новый человек" почувствовал себя в полной мере счастливым, он, как оказалось и чего не могла помыслить литература, должен быть лишен памяти и познания, надежно отсечен от прошлой жизни большой революционной кровью, тотальным уничтожением социальных слоев и групп – помещиков и духовенства, дворянства, офицерства и кооператоров, небольшевистских политиков и вчерашних большевистских соратников, интеллигентов и ученых, зажиточных крестьян, "провинившихся народов" и иных людей "мира старого".
Русская философствующая художественная литература, повествующая о реальной, а не выдуманной истории страны в духе "Истории ВКП(б). Краткого курса", естественно, была запрещена, а ее создатели и читатели изгнаны из страны, загнаны в подполье или уничтожены. Таким способом в Советском Союзе был обеспечен фундаментальный смысл ленинизма – недопущение в стране капитализма и, напротив, организован прыжок из феодализма в коммунизм.
***
Честная история создает необходимость и позволяет учить невыученные в прошлом уроки, решать не решенные ранее задачи. Иначе на свет из старого хлама вновь появляются новые старые монстры национал-патриотического хаоса, пытающиеся превратить общество в массу-толпу.


Я бы отметил вот что
Общество - его пассивное большинство - явно не готово нести те издержки и платить ту цену, которую на него пытаются возложить активные меньшинства. Точнее одно из них - то что Za. Есть еще те кто против.
То есть за движение в новый мир придется платить цену и так как мы двинулись первыми - платить придется прежде всего нам. Но так как платить готово лишь меньшинство скорее всего произойдет как в случае с СССР - меньшинство не поддержанное большинством изнеможет в борьбе и выбьется из сил на полпути, а большинство плюнет и повернет назад. При этом уплаченной ценой воспользуются другие.
Причем количество активного меньшинства в России меньше чем в СССР и меньше чем в США. У нас нет мессианского проекта который мы готовы понести вместе с издержками его. Зато есть угроза страшного русского бунта: когда большинство все же удается расшевелить, оно поднимается на бунт - сведение счетов всех со всеми...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пожалуйста, прочитайте его. На днях разжигаем угли, и знакомый берет жидкость для розжига, показывая мне оплавившуюся бутылку. Говорит, что собственная дурь чуть его не погубила, а спасло только то, что горючего было на донышке и все это не взорвалось в руках огненной бомбой, а только жар ...
В общем, как-то неожиданно это всё... Для меня, во всяком случае, ибо предполагая, что Квентин своим IQ будучи выше среднестатистического американца, даже и не предполагал, что данный показатель у него доберется до уровня нашего среднестатистического "ботаника"... Понял, что ошибался, ...
Андрей Липский , заместитель главного редактора, редактор отдела политики и СМИ, член редколлегии: «Мы встретились с Тиной Канделаки по ее инициативе. О чем ничуть не жалею. Разговоры в привычном ментальном кругу все более предсказуемы. А тут ...
Не то что они: ...
Поклонники корейских иномарок порадовали изменения, внесенные разработчиками дизайна многих фигурантов модельного ряда Киа. Рестайлинг 2016-2018 годов сделал почти все автомобили более спортивными и харизматичными. Обогатилось и содержание салона в направлении удобства, комфорта и ...