Роль монет и монетизации в экономике древнего Рима (ч. 48)

Новый лучистый аврелианиан, названный в честь императора, был улучшенного изготовления, весил (3,88 г) и содержал серебро (4,5–5 процентов чистоты) и тарифицировался по приемлемой ставке 5 условных денариев, что подтверждает инфляцию в два с половиной раза по сравнению с антонинианом 215 г. В обрезе аврелианиан часто имеет отметку номинала XXI (или греческий эквивалент KA), что указывает на тариф 20 сестерциев за 1 аврелианиан. Аврелиан также чеканил новые дроби биллона, вероятно, называемые классическими названиями денарий и квинарий, и бронзовые сестерции и ассы по легкому стандарту, так что они проходили наравне с изношенными императорскими aes из оборота. Цепочка номиналов, основанная на традиционных денариях и сестерциях, успокаивала народ. Аврелиан, который мог осознать упавшую ценность денария, приняв аурей как переоцененный между 600 и 1000 условных денариев, так что 120–200 аврелианианов обменивались на аурей. Аврелиан, который получил улучшенный аурей от Клавдия II (99 процентов чистоты), приравнял многие из своих ауреев к весу Севера (50 шт. на фунт). Однако западные монетные дворы чеканили ауреи по 70 или 72 шт. на римский фунт, предвосхищая стандарт, принятый Константином.
Реформа Аврелиана имперской валюты побудила к мерам по улучшению валюты в восточных провинциях. Римские власти в Александрии в 274 году отчеканили новую тетрадрахму на толстом кружке, которая, возможно, была оценена по ставке наравне с аврелианианом. Последовала еще одна масштабная перечеканка египетской валюты, но Аврелиан и его преемники сохранили стандарт и вернули стабильные цены и обменные курсы. Несмотря на то, что монета Аврелиана имела мало общего с более ранними тетрадрахмами, она получила такое принятие населения, которое считало ее почтенной «древней монетой», что Диоклетиан счел целесообразным постепенно заменить ее серебряным «италийским нуммусом» в 293-96 годах. В ответ на реформу Аврелиана греческие города переоценили монеты в сторону понижения путем надчеканки. Азиатские города, такие как Смирна, надчеканили монеты 180-250 по их первоначальной стоимости, часто проставляя новый знак стоимости над надчеканкам, нанесенными в 260-68 гг. Сарды отсортировали свои собственные монеты и монеты из более чем двух десятков других городов по размеру и надчеканили все их с городским этническим обозначением и номиналом в один, два, три или четыре ассария. Сиде уменьшила вдвое стоимость как тяжелых, так и легких десятиассариевых монет 253-68 гг. и аккуратно надчеканила эпсилон для пяти ассариев поверх предыдущего знака стоимости йота для десяти ассариев. Надчеканка также наносилась на импортные монеты эквивалентного размера, такие как легкие десятиассариевые монеты киликийских городов и тяжелые трех- и четырехассариевые монеты, чеканившиеся азиатскими городами до 253 г. Города, находившиеся в тяжелом положении, экономили расходы, взимая таможенные пошлины и надчеканивая монеты в 274 г., и таким образом продлевали срок службы изношенных гражданских монет вплоть до великой реформы Диоклетиана.
Успех реформы Аврелиана можно оценить только по стабильности его номиналов в течение следующих двадцати лет, но его перечеканка и переоценка вызвали четырехкратный рост цен, обнаруженный в египетских папирусах. Его преемники сохранили чистоту аурея, хотя они чеканили ауреи по нескольким различным стандартам. В 276 году Тацит удвоил содержание серебра в аврелианиане до 10 процентов чистоты и переоценил его до 2,5 денариев, но только Антиохия и Триполис когда-либо выпускали новые монеты, которые были должным образом маркированы как монеты в десять сестерциев. Западные монетные дворы так и не реализовали реформу: на Востоке Проб (276-82) быстро вернул аврелианиан к его первоначальной тарификации.
Реформа Аврелиана была скромным успехом по сравнению с более смелой реформой Диоклетиана. Клады вплоть до реформы Диоклетиана показывают, что aurelianiani не смогли проникнуть в достаточном количестве во многие части римского мира. Северо-западные провинции страдали от острой нехватки монет после того, как Аврелиан переместил монетные дворы Рейнской области в Лугдунум в южной Галлии. Провинциалы в Британии и Галлии повторно использовали галло-римские antoniniani и чеканили грубые подражательные экземпляры или даже подделки, так называемые варварские радиаты (radiates). Британия испытывала нехватку монет, пока узурпаторы Караузий (287-93) и Аллект (293-96) не начали чеканить в Лондиниуме (Лондон) и Камулодуне (Колчестер) aurei и aurelianiani, вдохновленные галло-римскими и варварскими прототипами. На Востоке Аврелиан улучшил александрийскую тетрадрахму, но городские советы приняли собственные меры, когда имперские монетные дворы не смогли обеспечить адекватную валюту.
|
</> |