Роковая роль Любови Полищук: Что осталось за кадром фильма «Двенадцать стульев»
vitkvv2017 — 13.03.2023Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Вокруг этого фильма Марка Захарова всегда было немало споров. Он получил неоднозначные отзывы: Гайдай противопоставлял его своим «Двенадцати стульям», снятым пятью годами ранее, и называл его «уголовным преступлением», а Козаков – «музыкальным хулиганством».
___________________________________________________-
А также самые яркие роли Любови Полищук
На съемках фильма *Двенадцать стульев* | Фото: feldgrau.info
Снимать новую версию «Двенадцати стульев» всего через пять лет
после знаменитой экранизации Леонида Гайдая было само по себе
рисковой затеей. Однако Марк Захаров не собирался вступать в
противостояние или предлагать альтернативное прочтение – он просто
хотел создать абсолютно другое кино, и его музыкальный фильм
действительно получился совсем не похожим на гайдаевскую версию.
Тем не менее эти две комедии продолжают сравнивать и по сей день,
называя и первый, и второй фильм попеременно то классическим
прочтением, то полным провалом.
На съемках фильма *Двенадцать стульев* | Фото: feldgrau.info
Подходы режиссеров к работе были совершенно разными: Гайдай
долго не мог определиться с исполнителями главных ролей, провел
огромное количество проб, и уже в процессе съемок сменил несколько
«Остапов»: Александр Белявский не смотрелся в паре с Сергеем
Филипповым, а Владимир Высоцкий после утверждения на роль Бендера
ушел в загул. Ситуацию спас Арчил Гомиашвили. В отличие от своего
коллеги, Марк Захаров изначально знал, кого будет снимать в своем
фильме: в роли Остапа Бендера он видел только Андрея Миронова, а в
образе Кисы Воробьянинова – Анатолия Папанова, которых Гайдай,
кстати, забраковал во время проб.
Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: feldgrau.info
Захаров объяснял: «Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет
отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая – на
«Мосфильме». У меня – в «Останкино», как некая
литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является
прямой речью. А Миронов и Папанов – это не те люди, которых надо
пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе
долго работали в театре».
Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: aif.ru
Для Любови Полищук эта роль стала первой, но благодаря столь
яркому дебюту на нее обратили внимание другие режиссеры и начали ее
приглашать в свои проекты. Но фильм, который принес ей популярность
и стал трамплином в кинокарьере, сыграл роковую роль в ее судьбе.
Говорят, что именно после травмы, полученной на съемках «Двенадцати
стульев», у нее начались проблемы с позвоночником, которые привели
к ее преждевременной гибели.
Любовь Полищук в фильме *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Сам Захаров, как и родные актрисы, отрицал эту версию, считая,
что причиной болезни стала автокатастрофа, в которую актриса попала
в 2000 г., но многие ее знакомые утверждали: она повредила
позвоночник во время съемок нескольких дублей эпизода танго с
Мироновым, где герой «ронял» ее на пол. Так, Варлен Стронгин
вспоминал: «Люба мне рассказывала, что сцену, когда Андрей Миронов
опускает руки и она падает на пол, снимали 14 дублей подряд.
Режиссёр фильма Марк Захаров, правда, утверждал, что на полу лежали
маты. Но всё равно это не могло не сказаться на её спине. Потом
Люба попала в автокатастрофу, получила травму позвоночника. Она
мучилась от боли. Во время антрактов ложилась на доски, чтобы хоть
чуть-чуть помочь своей спине. Так и лежала полчаса до следующего
выхода на сцену».
Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
По другой версии, в одном из дублей актриса случайно упала не на
матрац, а на бетонный пол. Как бы то ни было, последующая
автокатастрофа усугубила ситуацию, и боли в спине стали просто
невыносимыми. На съемки в ситкоме «Моя прекрасная няня» актриса
приезжала после сеансов химиотерапии, превозмогая тошноту и боль и
никому не рассказывая о своих страданиях. 28 ноября 2006 г.
замечательная актриса, народная любимица Любовь Полищук ушла из
жизни.
Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Тяжелыми стали съемки в «Двенадцати стульях» и для еще одной
актрисы – Лидии Федосеевой-Шукшиной, которая сыграла в фильме роль
мадам Грицацуевой. Ее тоже утвердили сразу, без проб. Но в этот
период в ее жизни случились две самые страшные трагедии: погиб ее
супруг Василий Шукшин, а уже после того, как началась работа над
фильмом, умер отец. На съемки эпизода свадьбы Грицацуевой с Остапом
Бендером актриса приехала сразу с похорон. Именно поэтому она тогда
отказалась петь в кадре, а в перерывах уходила и тайком
плакала.
Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Песни сыграли в комедии Марка Захарова едва ли не самую главную
роль – именно благодаря им фильм получился похожим на мюзикл. Идея
сделать главного героя «Двенадцати стульев» поющим появилась еще у
Леонида Гайдая, но тогда ее не одобрило руководство, и «Песенку
Остапа Бендера» вырезали из фильма. А Захаров благодаря музыкальным
способностям Андрея Миронова сделал это изюминкой своего фильма.
Интересно то, что знаменитой песни «Белеет мой парус такой
одинокий» изначально вообще не было, ее предложил автор текстов
песен Юлий Ким, и она неожиданно стала сквозной темой
фильма.
Андрей Миронов в фильме *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Марк Захаров рассказывал: «Андрей Миронов – феерический актер.
Мы не собирались показывать стопроцентного реалистического Бендера,
назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом
воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью
стульями». Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий,
которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные,
ироничные стихи Кима... Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким – Андрея
Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих
пронзительных фокстротов: «О, наслажденье скользить по краю!
Замрите, ангелы, смотрите – я играю»... Я не стал соревноваться с
традиционным кинематографом. А сделал в результате некое
литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами,
целиком извлеченными из первоисточника...».
Савелий Крамаров сыграл в обоих фильмах | Фото: feldgrau.info
Несколько артистов снялись и у Гайдая, и у Захарова: Савелий Крамаров в первой экранизации сыграл одноглазого шахматиста, во второй – слесаря, Георгий Вицин сначала предстал в образе монтера Мечникова, а затем – гробовых дел мастера Безенчука, в обеих версиях сыграли также Эдуард Бредун, Павел Винник, Григорий Шпигель, Анатолий Обухов и Юрий
Песня Остапа Бендера (Нет, я не плачу) - из фильма "12 стульев" | Фильмы. Золотая коллекция
Медведев.
Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Она была одной из самых нестандартных и самых талантливых актрис
в СССР, но реализовать свой талант в полной мере ей так и не
удалось: «Несоветское лицо» Любови
Полищук.
За свою жизнь Любовь Полищук сыграла почти в сотне фильмов, но при
этом всегда считала себя актрисой театральной, утверждая, что ее
роли в театре глубже и разнообразнее тех, что предлагают ей в кино.
Режиссеры почти никогда не давали ей главных ролей, но и в эпизодах
Полищук играла так, что надолго врезалась в память. Появляясь на
экране всего на пару минут, она моментально приковывала к себе
внимание зрителей, и становилось понятно: вот она, настоящая
звезда! Любовь Полищук умерла 28 ноября 2006 года от саркомы
позвоночника. В память об актрисе мы хотели бы вспомнить несколько
ее самых ярких ролей.
«Двенадцать стульев» (1976)
В кино Любовь Полищук дебютировала в 1976 году, снявшись в фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев». Роковая красотка с цветком в волосах, танцевавшая страстное танго с Андреем Мироновым, не могла не обратить на себя внимание. Зрители запомнили и полюбили актрису, а режиссеры стали приглашать ее в свои фильмы. Во время съемок картины случился неприятный инцидент: Андрей Миронов во время одного из дублей танго уронил Полищук не на специальные маты, а на бетонный пол, травмировав ей позвоночник. Теперь многим кажется, что именно это падение спровоцировало болезнь, которая в дальнейшем свела актрису в могилу. Режиссер фильма Марк Захаров, как и родные актрисы, эту версию опровергает и в качестве одной из причин болезни называет автомобильную аварию, в которую Любовь Полищук попала в 2000 году.
12 стульев Андрей Миронов и Любовь Полищук
«Золотая мина» (1977)
Роль подруги бандита Косова Ларисы в фильме Евгения Татарского
«Золотая мина» стала одной из самых трагичных ролей Любови Полищук,
а сцена, где Лариса и ее возлюбленный в исполнении Олега Даля сидят
в ресторане и выясняют отношения – одной из самых сильных в
советском кино. «Я работала тогда еще в мюзик-холле, приезжает
помощник режиссера, говорит, что меня пригласили на съемки с Олегом
Ивановичем Далем, детектив «Золотая мина», – рассказала Любовь
Полищук в передаче «Линия жизни». – Приезжаем мы в Питер… Мы,
женщины, вообще обладаем интуицией, а актеры и актрисы, тем более,
может быть, в трехкратном объеме, интуиция еще больше. Я чувствую —
какая-то ерунда, вот такое ощущение, что меня замуровали, плохо
мне, я чувствую. Выясняется, режиссер Женя Татарский сказал
ассистентке режиссера: «Нелечка», (мы с ней потом очень дружили и
дружим). Он ей сказал: «Привези мне манекенщицу, блондинку с карими
глазами». Привозят меня…Представьте себе состояние режиссера.
Причем съемки, был взят в аренду кораблик, съемки на этом
кораблике, и это деньги, и съемочный день должен состоятся. Съемки
очень сложные, это одна из самых трудных сцен.
Любовь Полищук-Ольга Мели
И тут еще приходит Олег Иванович Даль. Ну, у меня, конечно, я на
подкошенных ножках, глазки в кучку, я пошла в дамскую комнату
посидеть, перекурить это дело, передумать. Прихожу, у меня ничего
не успокаивается, вот здесь вот колотун, наконец, подошел режиссер
и сказал: «Ну, ладно, все, успокоились». Ну, видит, что я просто на
грани срыва. Подходит Олег Иванович Даль. Он все сразу понял. Снял
очки, взял мою руку, вот так ее облапил двумя руками, прижал к
щеке. И посмотрел мне не в глаза, а в зрачки, вот такое ощущение,
что он вот перелил в меня это. Может, он волшебник был, я не знаю,
но у меня ушел вот этот холодец, я выпрямила спину, я почувствовала
себя артисткой и его партнершей. Мы пошли и сыграли все с одного
дубля».
«31 июня» (1978)
В картине «31 июня» показана фантастическая история любви
художника Сэма, живущего в 21 веке и средневековой принцессы
Мелисенты. Воспитанная в строгости, она разительно отличается от
героини Любовь Полищук –барменши Куинни, ведущей себя свободно и
раскрепощенно. Но и Куинни не чужда романтика: она тоже мечтает
встретить свою любовь.
«В моей смерти прошу винить Клаву К.»
(1979)
Это история о первой любви, которую главный герой пронес через
всю юность. Сереже было четыре года, когда в детском саду он
встретил Клаву и полюбил ее с первого взгляда. Он тащил для нее из
семьи карандаши, фломастеры, барометр, кормил мороженым в кафе
«Мир», навещал во время болезни и не замечал других девочек. А в
пятнадцать лет он узнал, что такое измена: Клава полюбила другого.
У Клавы была мама – веселая и неунывающая скульптор Вера Сергеевна,
которую блестяще сыграла Любовь Полищук. Именно ее героиня как-то
заметила: «не было бы Сережи – нашелся бы другой». Но героиня
Полищук – не так проста, как кажется. За ее легкомысленностью и
беззаботностью кроется глубокая натура, и своей дочери она дает
очень мудрые советы: «Ты, Клава, неглупая девочка. У тебя просто
другой ум. У твоих подруг – один, а у тебя – другой. Но их ума тебе
не надо. Своим живи».
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)
В еще одной картине Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» Любовь
Полищук сыграла певицу кабаре, которая на весь свет объявила себя
возлюбленной барона и пела о том, как они вместе летали на луну.
Веселая и задорная Маленькая Берта и ее легкая песенка стали
настоящим украшением картины. Эту роль Любовь Полищук вспоминают
довольно часто, а ведь она даже не упоминается в титрах!
«Эзоп» (1981)
В этой исторической драме Любовь Полищук предстала в образе жены
известного философа Ксанфа – красавицы Клеи, которой муж подарил
уродливого раба Эзопа. Эзоп был прирожденным философом и подлый
Ксанф часто выдавал его суждения за свои. Постепенно Клея
прониклась к Эзопу симпатией, но любовь женщины была ему не нужна –
больше всего на свете Эзоп мечтал обрести свободу.
«Любовь с привилегиями» (1989)
В этом фильме Любовь Полищук играет сотрудницу санатория –
страстную, но хрупкую и ранимую девушку Ирину, которая
познакомилась с отдыхающим – высокопоставленным чиновником на
пенсии. Престарелый богач сделал девушке предложение и увез ее в
Москву. Далекая от столичной жизни, она не знает, как себя вести и
во всем полагается на мужа. Огромная социальная пропасть не мешает
им быть вместе. Но однажды Ирина узнает, что ее муж был одним из
инициаторов расстрела ее отца. Сердце Ирины разбито… За эту роль на
кинофестивале игровых фильмов во Флориде Любовь Полищук получила
гран-при за лучший женский образ.
«Интердевочка» (1989)
В нашумевшей ленте Петра Тородовского Любовь Полищук сыграла
валютную проститутку Зину Мелейко, которую даже милиционеры
называли Зинаидой Васильевной. Днем Зина трудится скромной
разнорабочей в НИИ, а вечером выходит на панель, чтобы заработать
на безбедную жизнь. Зина ездит на автомобиле, шикарно одевается и,
в отличие от своих товарок, замуж за иностранца не хочет. Но ее
веселость – напускная. Любовь Полищук мастерски воплотила на экране
образ уставшей от жизни женщины. В глазах актрисы – безысходность и
глубокая печаль. «Это я так, хорохорюсь… Кому я нужна на пятом
десятке?» – вздыхает ее героиня.
«Кадриль!» (1999)
В этом фильме элегантной и утонченной Любови Полищук пришлось
играть деревенскую кумушку Лиду Звягинцеву – жену непутевого Коли
Звягинцева и подругу Вали Арефьевой – жены Сани. Две семейные пары
живут в далекой русской деревушке и дружат много лет. Однажды Лида
и Валя ругаются с благоверными и решают… поменяться непутевыми
мужьями. Так начинается эта кадриль, в которую вмешивается соседка
Макеевна – одинокая женщина, таскающая кирпичи со двора
Звягинцевых.
«Моя прекрасная няня» (2004 – 2008)
В последние годы российские зрители знали Любовь Полищук как
маму Вики Прутковской в сериале «Моя прекрасная няня». Будучи уже
серьезно больна, актриса трудилась на съемочной площадке наравне со
всеми. Под конец она снималась сидя, подперев спину подушками – ей
было больно стоять. Но актриса никогда не показывала, как ей
тяжело: все время шутила и смеялась. В гримерной стоял диван, на
котором актриса лежала, когда становилось совсем невмоготу. «Мою
героиню ввели в сериал позже, чем Любу. Поэтому я даже и не
догадывалась, что она серьезно больна, – рассказала исполнительница
роли бабы Нади Александра Назарова. – Полагаю, этого никто не знал.
Люба не рассказывала про свои страдания».