Родной Юго-запад: "заповедник модернизма"
moscow_i_ya — 06.03.2024Недавно я была на экскурсии в восстановленном ИНИОНе в хорошо знакомых местах: раньше я жила поблизости. Помимо самой экскурсии, было интересно побывать в родных местах, поностальгировать и узнать, сильно ли они изменились. Скажу сразу: изменения есть, но их меньше, чем я ожидала, с ностальгией не сложилось. Зато, готовя пост, узнала немало интересного про панно, которое в народе зовут "ухо"
Ферхнее фото сделано рядом с выходом из метро "Профсоюзная, справа - обновленный ИНИОН, слева - новенький бизнес-центр "Нахимовский, 51". К сожалению, я не нашла сведений о его архитектуре. Я думала, что высокое светлое здание справа - тоже новое, но к своему удивлению, обнаружила его на фото 2013 года.
2.Здание с предыдущего кадра закрыло интересный вид, который раньше открывался от метро. Вообще это место - настоящий "заповедник научного модернизма": две библиотеки и несколько институтов Академии наук. Панно "Лента Мебиуса" расположено на здании Центрального экономико-математического института, ЦЭМИ (1975-77)
Приведу несколько фактов и цитат об этом примечательном сооружении (источник)
Всё в ЦЭМИ исполнено символического смысла. Авторы поставили перед собой цель выразить в конструкции математическое назначение здания. В качестве исходного модуля для своей постройки они взяли отрезок в 12,8 метров, одну миллионную часть диаметра земли. Именно таков размер бетонного квадрата на фасаде, в который врезана скульптурно-живописная эмблема здания - лист Мёбиуса, символ бесконечности. Она "держит" весь фасад, её зримо-материальный объём противопоставлен "бестелесной" сплошь остеклённой стене. Крепление эмблемы к стене конструктивно не выявлено, кажется что она висит перед фасадом. Композиция была выполнена Л. Павловым совместно с художниками В. Васильцевой и Э. Жареновой.
О "Ленте Мёбиуса писал несостоявшийся архитектор Андрей Вознесенский:
Москвичи знают это плоское здание, как заслонка замыкающее Ломоносовский проспект. Это здание — Ухо. Посредине его, как на пластиковом стенде, повешено скульптурно-мозаичное ухо с огромной дырой. Пушкин гениально дал жизнь отрубленной голове. Гоголь отрезал нос, а Павлов поставил памятник Уху. Оно обращено к Черемушкинскому рынку. Там царит хаос бурной речи, хруст овощей, цветастых словес, пестрота и неорганизованность форм и страстей, разгул стихии... Контрастируя с ней, два стройных квадрата Вычислительного центра напоминают о вечности и гармонии.
— Да это никакое не ухо, это лента Мебиуса,— доказывает Павлов.— Это скульптурно-философская восьмерка, говорящая о бесконечности пространства...
Но ему никто не верит, все знают, что это памятник Уху. И, завидя его, приветственно шевелятся уши горожан.
Увы, Ухо безнадежно закрыто безликой панелькой, а уж сколько таких панелек встало между ним и Черемушкинским рынком...
3.Странно, но вид на другую сторону Нахимовского почти не изменился. По обе стороны Профсоюзной улицы стоят одноообразные кирпичные восьмиэтажки - дети постановления о борьбе с излишествами в архитектуре. Две трети жизни я прожила в такой восьмиэтажке - и до сих пор их вид вгоняет меня в тоску.
4.Но вернемся к ИНИОНу. Его соседка и "младшая сестра"- Центральная медицинская библиотека. Она была построена рядом с ИНИОНом на 4 года позже - через 4 года в 1978 году. Обе библиотеки проектировали те же люди - Яков Белопольский с коллегами. "Медицинка" гораздо меньше, попроще и упрятана вглубь квартала, но сходство видно невооруженным глазом.
5.Здесь я провела не меньше времени, чем в соседнем ИНИОНе и сохранила теплые воспоминания.
6.А после экскурсии я зашла в только что построенный бизнес-центр (с верхнего фото). Здесь работает ровно один магазин, благодаря которому удалось посмотреть атриум.
7.Магазин керамики я с удовольствием поснимала
8.
9.На заднем плане виден еще один научный институт - Океанологии, куда тоже проводятся экскурсии. Надо пойти!
10.А потом зашла в кафе в одном из домов с фото 3. Удивилась, насколько мало здесь всё изменилось с моих школьных лет. Разве что вывески поменялись... И вид во двор такой же унылый. Правда таких приятных кафе раньше не было.
Так что сеанс ностальгии оказался весьма противоречивым.
|
</> |