Римская "Калка"


6 октября 105 года до новой эры армия Древнего Рима потерпела одно из крупнейших, если не самое крупное поражение за всю его 1000-летнюю историю. У кельского поселения Араузио в южной Галлии объединенная армия германских племен - тевтонов, кимвров, маркоманов, амбронов, тигурнов и, извиняюсь за выражение, херусков разгромила и полностью уничтожила римскую армию под командованием проконсула Квинта Сервилия Цепиона и консула Гнея Маллия Максима.
По словам римских летописцев Тита Ливия и Валерия Анциата, из армии численностью от 112 (Ливий) до 120 тысяч (Анциат) солдат, офицеров и обозников почти никто не выжил, а согласно еще одному летописцу - Орозию - уцелело всего 10 человек! Таким образом, по количеству жертв эта битва намного превосходит знаменитые Канны, и прочие широко известные и подробно описанные римские баталии, в том числе и гораздо менее крупные. При этом о сражении при Араузио (у нас обычно пишут "Араузион") почти никто не знает.
Разумеется, более 100 тысяч погибших в однодневном рукопашном сражении, причем только с одной стороны (потери германцев, по понятной причине, остались неизвестными), на современный взгляд выглядят абсолютно сказочно, примерно как верхняя картинка. Тем не менее, схожих цифр относительно этого сражения придерживаются все писавшие о нем античные историки. А как говорилои в Древнем Риме, что написано стилом, то не выметешь помелом.
Сокрушительным разгромом римляне обязаны тому, что их полководцы, отягощеные сословными предрассудками (Цепион был из патрициев, а Максим - из плебеев), не захотели договариваться о совместных лействиях и даже лагеря своих легионов разбили на разных берегах реки Рона. Когда Максим отправил к предводителю германцев Бойоригу парламентеров, чтобы выяснить, чего он хочет, Цепион без предупреждения напал на варваров, считая свою часть войска достаточно сильной, чтобы разгромить их в одиночку, без помощи легионов Максима.
Однако получилось ровно наоборот: варвары разбили его, а сам он едва успел бежать на лодке. Разумеется, после этого ни о каких переговорах речь уже не шла. Бойориг, форсировав реку, атаковал лагерь Максима и после ожесточенной схватки захватил его, перебив большинство защитников, а остальных взяв в плен. Максиму тоже удалось бежать с небольшой свитой.
Катастрофа под Араузио фактически оставила Рим без армии, но к счастью для него варвары почему-то не воспользовались плодами своей победы и не вторглись в Италию, а ушли на Иберийский полуостров. Однако там им показалось слишком жарко и вскоре они через Галлию вернулись в Германию.
Орозий в своих записках с явным удивлением указал на то, что они не воспользовались даже трофеями. Всех пленников, в том числе богатых и знатных патрициев, за которых можно было получить хороший выкуп, германцы развесили по деревьям, одежды. конские сбруи и седла - изрубили мечами, а доспехи, оружие, деньги и драгоценности - выбросили в реку. Возможно, это был какой-то религиозный ритуал.
Обоих полководцев, которые, по словам трибуна Луция Апулея, "разгромили собственную армию", после возвращения в Рим разжаловали и отдали под суд. Но приговор был довольно мягким: их не казнили, а всего лишь лишили гражданства, конфисковали имущество и отправили в пожизненную ссылку в далекие провинции, где они окончили свои дни под домашним арестом.
Через четыре года германцами вновь овладела охота к перемене мест и они снова двинулись на юг, но на этот раз римлянам удалось разбить их в битве при Верчелли. Однако это уже другая история.

Древнегерманские воины.

Германцы в атаке.

Битва германцев с римлянами и ее финал.
|
</> |