Курносый стрекозёл
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Курносый стрекозёл ENN_8264_1200.jpg Курносый стрекозёл ENN_8264_1200.jpg](/images/main/kurnosiy-strekozel-0d499f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3854750/3854750_original.jpg)
Ровно 70 лет назад, 30 сентября 1948 года, впервые поднялся в воздух прототип вертолета ГМ-1 (Геликоптер Миля - первый). Впоследствии, сменив название на Ми-1, он стал первой серийной винтокрылой машиной Советского Союза. Вопреки известной поговорке про блин, эта маленькая изящная машинка оказалась исключительно удачной, о чем свидетельствуют установленные ею 27 мировых рекордов скорости, дальности и высоты полета в классе легких вертолетов.
Самое удивительное - то, что все эти рекорды были установлены в 1958-68 годах, то есть, через 10-20 лет после создания милевского первенца. Несмотря на стремительный прогресс вертолетостроения в те годы, этот малыш в течение 20 лет оставался непревзойденным, что само по себе - рекорд. Ми-1 выпускался с 1952 по 1965 год и был растиражирован в 2680 экземплярах, из которых 1683 построили по лицензии в Польше, на заводе PZL.
За годы производства было разработано более полутора десятков военных и гражданских модификаций, в том числе пассажирская, учебная, связная, санитарная, сельскохозяйственная, морская (на поплавковом шасси), полярная, почтово-грузовая и даже противотанковая версия, вооруженная четырьмя ПТУР "Фаланга". Был и вариант с салоном "люкс". Одна из таких машин входила в "воздушный гараж" Никиты Хрущева, а еще одну Хрущев подарил президенту Финляндии Урхо Кекконену, который использовал ее для полетов по стране.
Первоначально вертолет вмещал пилота и двоих пассажиров на отдельных сиденьях, а в 1959 году появилась модификация Ми-1МНХ (модифицированный народно-хозяйственный), в салоне которой был установлен трехместный диван. Этот вертолет получил название "Москвич" и его одно время планировали использовать в Москве в качестве воздушного такси.
Об этом сообщили в прессе, были размечены взлетно-посадочные площадки возле МГУ, на Манежной площади, на привокзальных площадях, на Центральном и Тушинском аэродромах и еще в нескольких районах города. Однако из соображений безопасности от аэротакси все-же отказались, но его показали в фантастическом фильме 1961 года "Человек ниоткуда".
Ми-1 экспортировался во все страны Восточной Европы, а также - в Китай, Сирию, Монголию, Ирак, Афганистан, Алжир, на Кубу и в Северную Корею. Вертолет оказался изрядным долгожителем, по информации журнала "Флайт Интернешнл", в 1995 году в разных странах все еще эксплуатировалось порядка 150 таких машин, а некоторые из них летают до сих пор. В общем, это одно из тех советских изделий, которыми реально можно гордиться.
На заставке - Ми-1, восстановленный до летного состоялния новосибирскими энтузиастами истории авиации, август 2013 года. Фото Николая Енина.
![Курносый стрекозёл Komponovochnaya-shema-Mi-1-1.jpg Курносый стрекозёл Komponovochnaya-shema-Mi-1-1.jpg](/images/main/kurnosiy-strekozel-efd174.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3855546/3855546_original.jpg)
Компоновочная схема вертолета Ми-1.
![Курносый стрекозёл Svyaznye-Mi-1-na-ucheniyah-Suhoputnyh-vojsk..jpg Курносый стрекозёл Svyaznye-Mi-1-na-ucheniyah-Suhoputnyh-vojsk..jpg](/images/main/kurnosiy-strekozel-80b8a4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3855925/3855925_original.jpg)
Слева - пилот связного Ми-1 передает приказ экипажу плавающего танка ПТ-76. Справа - Ми-1 "Аэрофлота" совершает посадку на лед.
![Курносый стрекозёл 4808428[1].jpg Курносый стрекозёл 4808428[1].jpg](/images/main/kurnosiy-strekozel-692b05.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3855685/3855685_original.jpg)
"Аэрофлотовские" Ми-1 в конце 1950-х годов летали в бордовой окраске.
![Курносый стрекозёл Курносый стрекозёл](/images/main/kurnosiy-strekozel-7b7b2f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3856466/3856466_original.jpg)
Юрий Яковлев и Сергей Юрский перед посадкой в воздушное такси в фильме "Человек ниоткуда".
![Курносый стрекозёл 4807861.jpg Курносый стрекозёл 4807861.jpg](/images/main/kurnosiy-strekozel-711a94.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3856204/3856204_original.jpg)
Слева - станция пересадки с ослов на вертолеты где-то в Средней Азии, а сюжет правой фотки мне не совсем понятен. Почему пилот не посадил машину, а пассажир вынужден подниматься в кабину или спускаться на землю по веревочной лестнице? Возможно, это тоже кадр из какого-то фильма.
![Курносый стрекозёл 1280px-Mi-1-JH01.jpg Курносый стрекозёл 1280px-Mi-1-JH01.jpg](/images/main/kurnosiy-strekozel-e7b861.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3855187/3855187_original.jpg)
Санитарно-эвакуационная модификация с двумя гондолами для раненых. Вертолет принадлежал Чехословацкой армии.
![Курносый стрекозёл SM2_SP_x01.jpg Курносый стрекозёл SM2_SP_x01.jpg](/images/main/kurnosiy-strekozel-58c6df.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3855046/3855046_original.jpg)
Польская модификация SM-2 с увеличенной кабиной на 5 пассажиров, построенная в 86 экземплярах. Фото Томаша Гирке.
|
</> |