
Ричард Лаймон, «Поведай нам, тьма / Darkness, Tell Us»

Штош, осилил я на днях очередной роман Лаймона. Давненько подбирался к его, так сказать, «туристическим триллерам» (хотя и раньше кое-где эта тема проскальзывала эпизодически). В отличие от автора, мне всегда была малоинтересна вся эта романтика турпоходов на природу, спальных мешков и палаток, фляжек и котелков, ночных посиделок у костра
Давайте-ка перескажу своими словами фабулу сюжета, избегая спойлеров. Сюжет, как обычно, довольно безумно звучит, но по ходу чтения этого как-то даже не замечаешь. Итак, собралась как-то вечером компания студентов из шести человек культурно отпраздновать завершение семестра. Собрались в доме своей преподавательницы литературы – т.к. она со своими лучшими учениками дружит и поддерживает достаточно неформальные отношения, будучи в общем-то не сильно их старше. Ну и как-то между делом, попалась кому-то на глаза спиритическая доска «уиджа» Что немедленно натолкнуло на блестящую идею попробовать пообщаться с призраками. И чсх, общение успешно состоялось. Настолько успешно, что тем же вечером ребята тайком утащили доску, да рванули на машине за 500 км на север в горы, где их якобы ждет тайник с сокровищами. И да, это еще не самое абсурдно-идиотское решение, принятое персонажами по ходу истории. Дальше - больше. «Слабоумие и отвага!» - вечно-популярный девиз героев хоррора навсегда.
В-общем, свалили в закат в поисках приключений на свои gluteus maximus. А училка и ее новый-старый кавалер, с которым она как раз недавно воссоединилась (там долгая мелодраматическая история, повод для миллиона флэшбеков и двух миллионов эротических сцен) – на следующее утро бросаются в погоню, т.к. паранормальная доска явно хорошего не посоветует, и тупую молодежь надо спасать. Обе группы персонажей судьба приведет в итоге в одно место – к озеру среди лесов у подножия зловещего горного пика, а потом еще выше, к заброшенной шахте на склоне горы. И возможно, там их уже ждут…
Итак, разберем же сие произведение детальнее, по стандартной схеме «плюсы и минусы»:
Явные плюсы:
+ Уже упомянутая отлично выписанная атмосфера похода с друзьями на природу. А такая (и подобная) обстановка сближает, кстати, подчас очень хорошо – так что даже из не особо знакомых и не очень-то симпатизирующих друг другу людей вполне может быстро получиться дружная компания. Тут тоже психологически очень достоверно автор выдал. Бытописательство в микро-деталях, опять же, как всегда превосходное – очень живая картинка все время перед глазами.
+ Персонажи. Вот можно сколько угодно ругать Лаймона за одномерных, неправдоподобных и картонных героев, да к тому же и стандартные типажи, что кочуют из книги в книгу, меняя лишь имена и предыстории. И иногда (иногда!) это действительно так. Но знаете… вот тут 6+2=8 центральных персонажей, и все они разные, и характеры у всех какими-то штрихами ярко обрисованы, и развитие определенное многие имеют, и за всех ближе к концу книги начинаешь переживать. Хоть что говорите, но это все-таки реальное достижение – т.к. в 90% подобных книг, действующие лица так или иначе сливаются, многих путаешь по именам, а другим желаешь мучительной смерти. Тут такого нет, при всем нереалистичном поведении.
+ Загадочная таинственность, интрига и пара неплохих вот-это-поворотов. Главное, не пытайтесь их логически осмыслить – просто примите как данность, что во вселенной Лаймона это работает именно так, и люди реагируют на подобные события именно таким образом.
+ Финальное большое месилово. Даже два. О_О Тут темп романа (на 70% довольно неторопливый) не просто ускоряется, а просто-таки стартует на ракетной тяге, улетая в стратосферу. Полетели клочки по закоулочкам и брызнули фонтаны кровушки навстречу полной луне! Немного, зато смачно! В паре моментов пришлось аж «утирать пот ушанкой», до того бодро и сурово. И психологически довольно жестоко, конечно – не могу сказать, что «ничто не предвещало», но все равно был слегка шокирован.
Насчет этого, предоствим слово самому автору:
(фрагмент из книги "A Writer's Tale")
"Кроме того, я также обратился к своему довольно обширному студенческому опыту для воссоздания сцены вечеринки, где ребята отмечают окончание семестра – и в результате которой происходят все их дальнейшие злоключения. За свои годы в университете я был знаком с несколькими преподавателями, которые иногда проводили вечерние занятия с небольшими группами студентов прямо у себя дома. Обычно это были самые лучшие, самые профессиональные преподаватели, достаточно уверенные в себе, чтобы не бояться неформального общения. Было много интересных случаев, и есть что вспомнить, но никто никаких спиритических досок ни разу не доставал.
«Поведай нам, Тьма» - это, помимо прочего, очередной мой роман про поход на природу.
Как и в книге «Темная гора», по большей части сюжет разворачивается в безлюдной высокогорной местности.
Где некого звать на помощь, и вы можете рассчитывать только на себя.
Я старался придать роману несколько разных граней. Это мистическая история про спиритическую доску. Это приключенческая история про охоту за сокровищами в горах. Это любовная история. Это история о спасении попавших в беду. История о выживании.
И она содержит, на мой взгляд, один из самых шокирующих эпизодов, что я когда-либо написал.
Я имею в виду то, что происходит ближе к концу книги.
В автобусе.
Когда я писал эту сцену, мне стало почти физически плохо."
Далее, не плюсы и не минусы, а просто особенности:
= Сексуальная тема. Мы говорим «Лаймон» - подразумеваем «эротоман». Да, парень любил и не стеснялся переносить на бумагу свои фантазии, фетиши, а также довольно странненькие комплексы - чего тащемто особо и не пытался отрицать никогда. И тут, пользуясь случаем, признаюсь, что я оч-чень хорошо понимаю описанные эмоции, которые автор передает через персонажей в определенных ситуациях из серии «испуг, отвращение и возбуждение сразу, да что со мной не так, омг» (благоразумно не буду распростанятья подробнее - а то подумают еще всякое, народ нынче мнительный и нервный, бгг).
= Меня не то чтобы расстроило, но слегка озадачило полное нераскрытие предыстории главного маньяка. Маньяк, кстати, я подозреваю, был позаимствован из кинофильма «Не ходи в лес» - очень уж похож. Есть еще аналогичная киношка «Перед самым рассветом», мне ее тоже присоветовали – надо ознакомиться при случае.
Теперь же к недостаткам:
- Опять-таки финал. Да-да, он и хорош и плох одновременно. Драйвовая, кровавая кульминация – но вместе с тем, история завершена немного скомканно, на мой вкус. Частый косяк Лаймона, при всем богатстве фантазии и шикарных идеях, не всегда ему удавалось в полной мере качественно и эффектно завершать свои истории.
- Сюда же – слишком много совсем невероятных совпадений. Эта претензия глупая, наверное – учитывая, что в книге фигурирует всамделишная потусторонняя сила, манипулирующая героями в своих загробных целях – но все равно, вызывает недоверие то, как все очень уж удачно складывается (или неудачно, в данном контексте это одно и то же).
- А до финала – ну очень много затянутых сцен, не несущих никакой пользы сюжету. Я понимаю, зачем они – где-то для развития характеров героев, где-то для создания нужной атмосферы, а где-то, чтобы довольно неожиданно отозваться последствиями ближе к финалу… Но баланс далеко не везде выдержан. Допервой встречи с психом-качком– вообще практически НИЧЕГО не происходит толком (да и после – долгое время тоже).
По совокупности - книжку рекомендую. Она меня зацепила сильнее, чем я ожидал, за многих персонажей переживал, многие события предугадать не смог.
Это один из пяти романов Лаймона, изданных «Эксмо» в конце 90х крупными тиражами (наряду с такими как «Во тьме», «Остров», «Игры в воскрешение» и «Ночь без конца»). Качество русского перевода не имел возможности оценить, но полагаю, что если не хороший, то хотя бы сносный.