Рыбачий и Средний: как добраться, что посмотреть, где жить? Часть 1

Август — лучшее время на Кольском. В тундре поспевает большинство северных ягод: шикша, черника, голубика, морошка, местами уже брусника. А знаете, где грибы выше деревьев? В тундре! Подосиновики и подберёзовики перерастают деревья, под которыми появляются :)

Как удобно собирать грибы в тундре! Красные шляпки подосиновиков видно за 200 метров. И все как на подбор — крепкие, сухие, толстые. Набрать корзинку можно за 15 минут, даже искать не надо. Шикшу не нужно мучиться собирать по одной ягодке: запустил руку в густой бархатистый ковёр, сжал в кулак — и вот у тебя целая пригоршня сочных ягод. Но если наткнешься на голубичную поляну, то никакие другие ягоды уже не нужны. Сколько горстей так съели — не сосчитать. Короткое, но яркое лето севера.

Кольский полуостров очень разный. Здесь тебе и песчаные пляжи Терского берега Белого моря, и изрезанная фьордами береговая линия Баренцева, древние Хибины, гранитные сопки, техногенные пустыни, ручьи, реки и прозрачные озёра. Жизни не хватит, чтобы всё посмотреть, везде побывать. Я уже как-то рассказывал про свои приключения и описывал красоты Хибин. Сейчас хочу рассказать о другом регионе Кольского — полуострове Рыбачий и Средний.
Куда поехать на Кольском?
На Кольском есть два места, куда относительно легко можно попасть и оказаться на берегу Баренцева моря. Первое — это ставшая крайне популярной после выхода фильма «Левиафан» Териберка. Некогда умирающее село внезапно стало центром притяжения туристов ос всего мира. Там быстро выросли рестораны с крабами и панорамными видами, отели с ценами от 20000 р. за ночь и запретграмными фотозонами.
А вот второе место традиционно пользуется популярностью у любителей дикого отдыха и внедорожных приключений — это полуостров Рыбачий и Средний. Несмотря на то, что за последние годы «тяжёлый люкс» проник и сюда, здесь всё ещё гуляет вольный дух авантюризма. Добраться своим ходом до мыса Немецкого, заселфиться со своим железным конём рядом с маяком и отважиться на кружок по Рыбачьему — всё ещё желанные трофеи для любителей автопутешествий.

Не претендуя на подробный путеводитель, постараюсь всё же расписать основные достопримечательности этих мест столь удалённых от цивилизации — края земли Русской. Пусть статья поможет кому-то спланировать свой маршрут, где-то сэкономить и не омрачить свой отпуск дорожными трудностями.
Карта маршрута
На Рыбачьем и Среднем я побывал в тот же год, когда реализовал свою давнюю мечту — добраться до Владивостока и обратно своим ходом. В тот год мы за 35 дней проехали расстояние в 20000 км из Ульяновска во Владивосток. И сразу же после возвращения домой, на следующий же день я повёз группу на Кольский, добавив ещё 6000 км к своему безумному автопробегу «26000 км за 50 дней».

Таким образом, за полтора месяца я проехал в один руль 2 расстояния от Мурманская до Владивостока :) Захочу ли я повторить этот опыт когда-нибудь? Однозначно, НЕТ! Но это того стоило.
Маршрут по Кольскому объединил два общепринятых: Мурманск — Титовка — Средний — Рыбачий и Кандалакша — Терский берег — Варзуга — Кузомень. О второй, терской части расскажу отдельно.

Более детально карта первой части маршрута на Рыбачий:

Что посмотреть на Рыбачьем и Среднем?
Для начала просто список основных достопримечательностей этих мест, куда мы с вами сейчас поедем:
- Мурманск
- Атомный ледокол «Ленин»
- Долина Смерти
- Долина Славы
- Хребет Муста-Тунтури, где пролегала линия фронта
- Подземный немецкий госпиталь с военными артефактами
- Военная немецкая дорога
- Кольские фьорды
- Водопады реки Титовка
- Песчаные пляжи Баренцева моря
- Скалы «Два брата» — древнее капище саамов, сейды Акка и Укка
- Берег рыжих камней
- Заброшенные военные базы и городки с пустыми пятиэтажками
- Огневые позиции времён Великой отечественной войны
- Кийская литораль
- Мыс Немецкий и его кекуры
- Вайда-губа и его достопримечательность – выброшенное штормом рыболовецкое судно.
- Мыс Кекурский
- Мыс Большой Скорбеевский
Уже немало, правда же?
Как подготовиться к поездке?
Начну с подготовки к поездке на полуостров Рыбачий и Средний. И первый же вопрос: на чём ехать?

На чём?
В сети множество отчётов от людей, кто добирался до мыса Немецкий на пузотёрках, с автодомами и других транспортных средствах, далёких от повышенной проходимости. Но комфортной поездка будет, если вы поедете на нормальном внедорожнике с живучей подвеской и крепкими шинами. Всё потому, что любая поломка уже на Среднем может превратиться в настоящее приключение, которое затмит собой всё остальное :) Эвакуировать автомобиль за перевалом Муста-Тунтури практически невозможно — ремонт нужно будет осуществлять только на месте. Поэтому сначала вы поедете на попутках в Мурманск за деталями и автомехаником, а потом все вместе обратно, к своей машинке, одиноко стоящей посреди ухабистой дорожки или глубокой лужи.

Как вы уже поняли, автомобиль должен быть технически исправен. Кроме того. с собой желательно иметь какие-нибудь расходники или автозапчасти, в надёжности которых вы не уверены.
Какие дороги?
На Рыбачьем и Среднем нет серьёзного бездорожья — основные дороги укатаны и представляют из себя отсыпанный скальник, сильно буксовать в глине тут практически негде. Головную боль тут доставляют глубокие лужи, которые соединяются в бесконечные цепи. 50% времени планируйте плавать, исследуя и преодолевая броды. Вот для этого и нужна машина повыше. Хотя в сухой сезон лужи, как правило, не глубоки на главной дороге по пути к мысу Немецкий.

А вот для круговых маршрутов по Рыбачьему и Среднему уже потребуется хорошо подготовленный внедорожник.
Что по топливу?
Обязательно нужно иметь с собой запас топлива. Последняя АЗС в этих краях находится у КПП Титовка. От него до Немецкого около 70 км. Плюс покататься по полуостровам, вернуться — в баках ничего не останется. Всё потому, что расход тут просто дикий! Поэтому с собой хотя бы 20 литров в канистре иметь нужно — так спокойнее (см. п.1). Не лишним будет прихватить с собой шланг, чтобы не только при необходимости попросить у кого-то топлива, но и поделиться со страждущими.
Полноценная запаска, ремнаборы для проколов, хороший домкрат, компрессор — это даже не упоминаю. Всё, для популярного маршрута до Немецкого этого вполне достаточно.
Мусор не забываем!
Да, и обязательно нормальные мешки для мусора, чтобы на полуостровах ничего вашего не осталось. Мусоровоз из Мурманска сюда не заходит.
Где жить на полуострове Рыбачий и Средний?
Если бы задали этот вопрос ещё лет 10 назад, то ответ был бы таким: в палатках и своей машине. Сейчас всё изменилось, цивилизация доехала и до этих удалённых от цивилизации мест. И на Среднем, и на Рыбачьем появились туристические базы и новомодные глэмпинги с прозрачными геокуполами прямо на берегу океана.

Самый известный и дорогой — круглогодичный глэмпинг «Китовый берег», куда из Мурманска доставляют даже на вертолёте. Цена — от 50000 р. за ночь в геокуполе. До этого глэмпинга недавно проложили новую дорогу, поверх большого участка старой немецкой, которую все так нежно любили.
На берегах узкой бухты Мотовского залива, разделяющей Средний и Рыбачий, есть несколько баз попроще и подешевле. Мы останавливались на базе «Большое озерко» — уютные финские домики, баня, кафе, где можно заказать крабов и морепродукты.
На Рыбачьем с жильём всё сложно. Летом здесь открыт только один глэмпинг, который принадлежит туроператору «Мурманы. Люди Севера». Если глэмпинг не занят их туристами, там можно остановиться. Находится он на Кийской литорали, севернее мыса Коровий. Ребята тоже готовят на заказ крабов, делают экскурсии, есть баня. И пляж песчаный шикарный — можно купаться.
Маршрут на полуостров Рыбачий и Средний
Мурманск
Не буду подробно рассказывать об этом замечательном городе в этой статье, тем более, я это делал в отдельной. Я был тут лет 15 назад в ноябре и мне показалось, что город практически не изменился за это время. Ну да, как яркие подосиновики, выросли «магниты-пятёрочки», аляповатые ТЦ. С сожалением узнал, что Мурманский океанариум больше не работает — его закрыли из-за несоответствия новым нормам содержания животных. Сейчас думают строить новое здание.

Пожалуй, в глаза бросается только одно положительное изменение — в городе стало намного больше туристов, и это не может не радовать. Кольский вообще стал популярным местом отдыха. Через Мурманск едут на Рыбачий, в Териберку, в Хибины, в Норвегию, на Терский берег. В рестораны днём не пробиться — туристы сидят у входа и ждут, когда освободятся места. Появилось большое количество туристических компаний, принимающих гостей на полуострове. Можно взять в аренду джип и покататься самому. На улицах много социалки, призывающей жить на севере.
Ледокол «Ленин»
В этот раз удалось попасть на экскурсию по ледоколу «Ленин».
Задача не из простых — нужно либо бронировать за неделю, либо
стоять в живой очереди час-два. Нам повезло — приехали к 11 и не
попали. Но оказались первыми на
следующий сеанс в 12. Когда выходили, уже стояла очередь до
самого
Морвокзала!

«Ленин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, атомный ледокол. Работал в Арктике с 1959 по 1989 год. Выведен из состава флота и поставлен на вечную стоянку рядом с морским вокзалом Мурманска. Экскурсия длится 1 час. Показывают рубку, каюты, отсек атомной силовой установки. Очень интересно.
Ресторан «Царская охота»
В Мурманске есть очень популярный ресторан «Царская охота», куда
без
брони места не попасть. Там можно попробовать блюда морской кухни.
Удивительно, но они почти один в один с дальневосточными. Та же
икра морского ежа, те же гребешки и крабы. Да и цены одинаковые до
копейки. А ведь разные концы страны.

Правда, северные гребешки мелкие, не чета
владивостокским. Килограмм краба стоил здесь 2500 рублей, порция
гребешков из 8 штук — 1500 р (2023 год). Всё только что из
Баренцева моря, только привезли на базу.
КПП Титовка
Последний островок цивилизации, большая парковка, современное кафе и гостиница. А так же пропускной пункт, где нужно показать паспорта и записаться в журнал — вы въезжаете в приграничный район, к которому относится и полуостров Рыбачий — до недавнего времени он был вообще закрыт для посещений. Здесь заканчивается асфальт, можно стравливать давление в шинах, чтобы комфортнее ехать по камням и гребёнке.
Разрушенная электростанция на Титовке
Первая точка на пути к полуострову Рыбачий, мимо которой не проезжает никто — трёхкаскадный водопад Мельничный на реке Титовка. Это своеобразные ворота в затерянный мир Кольского. Скорее, заброшенный — следы цивилизации, оставленные войной и военными в разные годы тут на каждом шагу.

Разрушенная электростанция на Титовке - один из них. Здание электростанции на Титовке было построено в 1948 году военными 61-го стрелкового полка для собственных нужд, в 1956 году полк был передислоцирован в район озера Каккуриярви, и станция была заброшена. С тех пор она порядком разрушилась стихией, но всё же позволяет понять, что из себя представляла. Строилась на скорую руку военными, с многочисленными нарушениями, оттого вряд ли была эффективной. Но выглядит впечатляюще.
Перевал Муста-Тунтури
Первое препятствие на пути к полуострову средний — перевал Муста-Тунтури — горный перевал на территории Лапландского заповедника. Он является частью хребта Муста-Тунтури (или Муста-Тунтурийского кряжа), который протянулся вдоль побережья Баренцева моря. Высота перевала — около 260 метров над уровнем моря.

Извилистая дорожка из скальника, с затяжными спусками и подъёмами. Периодически этот путь приходится проделывать в густом тумане.

Перевал известен своей суровой северной природой и историческим значением. Во время Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточённые бои между советскими войсками и финской армией в рамках Петсамо-Киркенесской операции 1944 года. Более трёх лет в этом месте проходила линия фронта. При этом по южным склонам хребта располагались немецкие войска, а по северным — советские.
Музей обороны полуострова Средний и Рыбачий
Двигаемся по полуострову Средний. Места потрясающие. Заехали в музей обороны полуострова Средний и Рыбачий, хребта Муста-Тунтури. Нас встречает легендарный человек, Хранитель музея — Кобяков Юрий Александрович, известный многим автопутешественникам. Он и рассказывает нам об истории этих мест.

Музейная экспозиция включает подлинные предметы того времени:
оружие,
униформу, фотографии, документы и личные вещи солдат. Всё это
найдено в окрестностях хребта и принесено сюда.

В сухую погоду можно договориться об экскурсии по
сохранившимся
фортификационным сооружениям, дотам и окопам, в которых можно
увидеть многочисленные артефакты того времени — гильзы, осколки
снарядов, части оружия.

Долгое время Рыбачий и Средний были недоступны для простых смертных. Потому и сохранилось здесь такое количество артефактов войны - оружие, гильзы, боеприпасы, каски, утварь. И останки погибших защитников Заполярья, которые поисковики находят и по сей день. Мемориальные кладбища в Долине Славы прирастают новыми захоронениями каждый год. Единственное место на всём фронте, где немцы не продвинулись ни на шаг.
Полуостров Средний
Дорога на полуостров Средний способна вытрясти душу и из людей, и из машины. Расстояние в 40 км по разбитой грунтовке с лужами мы преодолели за 5 часов. По дороге встретили одиноко стоящий Pajero с неестественно вывернутым задним колесом.

Машина была закрыта и внутри никого не было. Добрались до базы Большое озерко и встретили хозяина, молодого парня. Оказалось, что лопнул один из задних рычагов. Металл не выдержал нагрузки и постоянных ударов по подвеске. А машина всего 2011 года — на 2 года старше моей. Эвакуатор сюда не доедет — сложный перевал, длинная база не даст. Остаётся только покупать в Мурманске запчасть и везти сюда мастера, менять прямо здесь. Суровые места, суровые испытания для техники.
Останки научного судна на Среднем
С дороги видно останки исследовательского судна
«Персей» на берегу
Баренцева моря рядом с полуостровом Рыбачий. Судно было
потоплено
немецкой авиацией 10 июля 1941 года и затонуло в губе Эйна
Мотовского залива Баренцева моря. Подтянутое к берегу судно в
дальнейшем использовалось в качестве причала для доставки военных
грузов защитникам полуострова Рыбачий.

История «Персея» началась в 1921 году после подписания декрета В.И. Ленина о создании Плавучего морского научного института. За основу взяли недостроенное бесхозное зверобойное судно, которое начали строить в 1916 году и забросили. Оборудование для судна собирали «с миру по нитке». Главную машину и котёл разрешили взять с затонувшего буксира, лежавшего на дне Двины. Буксир подняли, сняли и восстановили подходящие механизмы для «Персея». Со сторожевого судна «Гориславна» достали медные иллюминаторы и паровой свисток в три тона. Электрооборудование взяли на броненосце «Чесма». Мебель, навигационные приборы демонтировали с ледокола «Лейтенант Дрейер».
База «Большое озерко»
Средний и Рыбачий тоже не обошёл стороной бум кемпингов и
глэмпингов. Базы растут как грибы после дождя. Знаменитую старую
швабскую дорогу, которую строили немцы в 41-44 годах, засыпали,
чтобы проложить широкую
грунтовку к базе «Китовый берег». Берег реки Титовка и Мотовского
залива сплошь в глемпингах. В августе можно не рассчитывать, что
приехав без брони, будет доступное жильё. Народу на Кольском стало
очень много, туризм развивается. Я бронировал домик ещё за 2 месяца
и была только одна свободная дата на неделе.

База, где мы остановились, называется «Большое озерко». Домики из OSB-плит выкрашены в бордовый на манер лофотенских. Выглядит красиво. Пятиместный домик в сутки стоил (2023 г.) 16000 р., и это одна из самых недорогих баз в округе. Для сравнения, в соседнем глэмпинге шатёр на двоих стоил 50000 р. в сутки.

Домики отапливаемые печью, с большим панорамным окном и видом на залив. Санузел находится в отдельном строении, там же есть горячий душ. Есть бар, кафе.
Заброшенный военный городок Большое озерко
Следующий день мы посвятили изучению полуострова Средний. Но перед этим заехали в заброшенный городок Большое озерко на Рыбачьем, рядом с которым находится одноимённая база, где мы ночевали.
История этого поселка Озерко начиналась в 1960 году, когда в
обстановке
строжайшей секретности из-под Таллина сюда был переброшен
зенитно-ракетный полк, вооруженный 75-м зенитно-ракетным
комплексом, тем самым, с помощью которого спустя год под
Свердловском удалось сбить самолет-разведчик У-2.

За годы существования зенитно-ракетные комплексы, находящиеся на Среднем и Рыбачьем, устарели морально и тактически. В конце восьмидесятых — начале девяностых годов их стали сокращать. В заброшенных поселках оставались дома, техника, оборудование.

Осенью 1994 года последняя группа солдат и офицеров покинула поселок Озерко. Наступил период погрома всего, что с таким трудом создавалось годами.
***
Автор: Алексей Мараховец
Хочешь с нами в путешествие? Заглядывай ко мне в Telegram — там анонсы будущих поездок и много всего интересного, чего я не публикую здесь. И подписывайся на канал Поехали с Лёшей! — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!