Революция глазами 12-летнего сына Керенского, и его дальнейшая судьба
irinatrubacheva — 09.11.2022Олегу Керенскому в 1917-м году было 12 лет. Он, конечно, знал, что его отец, Александр Фёдорович Керенский, заседает в Думе и решает важные государственные вопросы. Но, будучи гимназистом, был больше занят учебой и общением с друзьями, чем осмысливанием глобальных перемен.
Олег и его младший брат учились в Петербурге в коммерческом училище М.А. Шидловской, программа обучения которого опиралась на прогрессивную систему итальянского философа и врача Монтессори. Вместе с Керенскими здесь учился сын художника Кустодиева и дети других известных личностей.
Всеобщая радость и дети Троцкого
Февральская революция 1917 года мальчиком была воспринята с интересом и воодушевлением. Отец днями и ночами пропадал в Таврическом дворце, а Олег с братом бегали смотреть на невероятные толпы людей на улицах.
"Все были очень радостны, обнимались, целовались, поздравляли друг друга".
Боев почти не было, и через неделю всё закончилось. Мальчик запомнил сожжение Окружного суда, рядом с которым также была тюрьма. Оттуда отец принес том дела о слежке за ним.
Когда Керенский стал министром Временного правительства, он практически переехал в Министерство, и сын часто приходил к нему на работу, завтракал там, наблюдал бурную деятельность всех сотрудников, которые то уезжали, то приезжали.
В училище все было как прежде, только появились новенькие:
"В мае к нам пришли новые ученики - сыновья прибывшего из-за границы Троцкого. Они были этакими швейцарскими мальчиками - короткие штанишки, длинные чулки, и еще носили финские ножи".
Их сразу невзлюбили, из-за странного внешнего вида и из-за отца-большевика, так что мальчики быстро ушли.
Ленин и "хвосты"
Летом приехал Ленин и начал свои выступления на митингах. Олег ходил на него смотреть, но не слушал: тот говорил об одном и том же - о разжигании мировой революции. Одноклассники Олега считали себя кадетами или эсерами, и все были против большевиков.
С осени в Петрограде и по всей стране усугубился продовольственный кризис, начавшийся из-за участия страны в Первой мировой войне. По улицам тянулись "хвосты" - огромные очереди за товарами первой необходимости.
"Период между революциями 1917-го года начался очень радостно, а потом всё стало закисать".
Прятатья и бежать
После октябрьского переворота отец исчез, а семья переехала на квартиру отцовского друга. Потом они снова сменили квартиру.
"Однажды к нам домой пришел папа. С бородой. Мы все страшно перепугались".
Керенский поселился на квартире на Васильевском острове, и сын раз в неделю бегал к нему. Потом они простились, т.к. отец нашел способ уехать, и увиделись уже за границей в 1920-м году.
До этого времени, пока семья оставалась в Петрограде, им пришлось пережить двухнедельное заключение - у жены и детей Керенского пытались выбить, где находится их муж и отец. Питание и проживание в тюрьме было скверное, но их не били. Также Олег однажды участвовал в манифистации и попал под обстрел.
В 1918-м училище было закрыто и Олег с братом перешли в обычную школу. В 1920-м году друг семьи помог матери и братьям сделать фальшивые паспорта на фамилию Питерсон. Они выехали как эстонские граждане.
"Поддельные паспорта нам устроил эстонский консул".
Коммисар поезда, явно зная, кто они такие, позволил себе реквизировать часть украшений матери, намекнув, что если она будет возмущаться, он ее сдаст.
Вши и мосты
По приезду в Рим семью Керенских посадили на сорокадневный карантин, главным образом из-за вшей. До этого всю зиму в Петрограде они не мылись, и вши буквально ходили по ним пешком.
Потом семья перебралась в Англию. Здесь Олег пошел в частную школу, выучил английский язык. Отец и мать развелись.
Олег Александрович Керенский всю жизнь прожил в Англии, стал инженером и одним из лучших специалистов по строительству мостов.
В 1964 году он был удостоен звания командора ордена Британской империи, а в 1970-м избран членом Лондонского королевского общества. Его брат Глеб также стал инженером.
Своими воспоминаниями о событиях в России Олег Керенский поделился с журналистом в 60-х годах, о чем осталась аудиозапись:
А вот еще интересные воспоминания:
и