Ревнителям традиционного крестьянского уклада посвящается

топ 100 блогов ru_childfree20.01.2010 Что меня не перестает умилять в борцах за традиционный уклад жизни и общую патриархальность нравов, так это их полное незнание предмета. Либо - откровенное лицемерие.



Представляю выдержки из труда В.Б.Безгина "Крестьянская повседневность". Вот что говорится про семью в целом: "Патриархальная семья представляла собой уменьшенную копию общины. В составной семье воспроизводились патриархальные отношения с присущим им авторитаризмом и общностью имущества двора. Здесь отношения строились на безоговорочном подчинении младших членов семьи старшим, а власть хозяина над домочадцами была абсолютной. Глава двора стремился оградить семейную повседневность от всего, что могло бы нарушить привычный уклад, изменить традиции, ослабить его власть. Поэтому домохозяин в такой семье противился обучению своих детей, неохотно отпускал сыновей в дальний промысел, старался не допустить выдела".

Далее: "По народным представлениям главное предназначение женщины заключалась в продолжение рода. У русской крестьянки на рубеже XIX – XX вв. половая зрелость наступала в 15 - 17 лет. Первый ребенок у тамбовских крестьянок в среднем рождался в 18 лет и 4 месяца. Наступление физической стерильности наступало к 40 годам, т. е. за 5 - 7 лет до наступления менопаузы. К этому времени детородная функция крестьянской женщины, как правило, заканчивалась: тяжелые условия труда и быта и огромные физические нагрузки преждевременно лишали
женщину способности к деторождению.Таким образом, фертильный период у сельской женщины конца XIX в. составлял 20 – 22 года. По подсчетам демографов, русская крестьянка этого периода рожала в среднем 7 - 9 раз".

Нормальным было положение вещей, при котором: "«Евдокия Мошакова, крестьянка, 40 лет, замужем 27 лет, рожала 14 раз»; «Акулина Манухина, крестьянка, 45 лет, замужем 25 лет, рожала 16 раз».

Выживали далеко не все: "Высокая младенческая смертность играла роль стихийного регулятора воспроизводства сельского населения. По данным обследований (1887 - 1896 гг.) удельный вес умерших детей до пяти лет в среднем по России составлял 43,2 %, а в ряде губерний свыше 50 %. Наибольшее число младенцев, примерно каждый четвертый, умирало в летние месяцы. Причиной тому служили кишечные инфекции, характерные для этого времени года. От поноса в 90-е гг., по данным доктора медицины Г. И. Попова гибло от 17 до 30 % грудных детей813. Мало ситуации изменилась и в начале ХХ века. По данным «Врачебно - санитарных хроник» за 1908 – 1909 гг. младенческая смертность в Тамбовской губернии составляла от 16 до 27,3.
К смерти младенцев в деревне относились спокойно, говоря «Бог дал – Бог взял». «Если ртов много,
а хлебушка мало, тот по неволе скажешь: «Лучше бы не родился, а если умрет, то и, слава Богу, что
прибрал, а то все равно голодать пришлось». Появление лишнего рта, особенно в маломощных семьях, воспринималось с плохо скрываемым раздражением со стороны домочадцев. При появлении очередного ребенка свекровь в сердцах упрекала сноху: «Ишь ты, плодливая, облакалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли твои щенки». В воронежских селах бабы о смерти младенцев говорили так: «Да если бы дети не мерли, что с ними и делать, так и самим есть нечего, скоро и избы новой негде будет поставить». Осуждая аборт, рассматривая его как преступление перед Богом, деревенские бабы не считали большим грехом молиться о смерти нежелательного ребенка".

После родов требовалось как можно скорее вернуть женщину к работе, для чего: "Деревенская повитуха, только ей одной известными способами, делали все, чтобы по быстрее поставить женщину на ноги. После родов роженице устраивали баню, где бабка правила ей «живот». Для того, чтобы вернуть «золотник» (т. е. матку) на место бабка
заставляла родильницу вставать на четвереньки и опереться руками, затем сильно встряхивала ее за лодыжки. При этом в некоторых местах употребляли интересный приговор: «Срастайся п …душка, сустав в сустав, только х ..ю место оставь».



В труде Безгина есть еще много интересного - о безрадостном детстве крестьянских детей, тяжелой работе на земле и т.п. Вот такая вот она - благостная патриархальность...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. Умные люди говорят, что нас раздражает в людях то, что свойственно нам самим. А точнее то, что мы не хотим в себе принимать и признавать. Тех черт характера, которых у нас нет, в другом человеке можем ...
Картонная бронетехника из нового фильма "Варшавская битва 1920" Ежи Гофмана: Гусеницы, парящие в нескольких см от земли - это сильно! FT-17 вертикального взлёта :) Что-то неопознанное даже приблизительно, наступающее в цепях РККА. Обратите ...
Я уже публиковал у себя в бложике несколько постов на тему проблем сегодняшнего правого движения. Теперь хочу рассказать свою точку зрения на то, как из этих проблем выпутываться.   I. НС-террор не только не прошел, но и не проехал. Практически ...
Люблю золото осени. А тут его было вдоволь. И не только золото, но и зелень еще не вся кончилась. Этакая грань между летом и осенью. ...
Вы задумывались, когда всё пошло на активное противопоставление России Западу? Всё стало понятно ещё в 2007 году, когда Путин произнёс Мюнхенскую речь от которой партнёры отмахнулись и над которой практически посмеялись. Это была, пожалуй, последняя попытка изменить в открытом ключе со ...