Ревнителям традиционного крестьянского уклада посвящается

топ 100 блогов ru_childfree20.01.2010 Что меня не перестает умилять в борцах за традиционный уклад жизни и общую патриархальность нравов, так это их полное незнание предмета. Либо - откровенное лицемерие.



Представляю выдержки из труда В.Б.Безгина "Крестьянская повседневность". Вот что говорится про семью в целом: "Патриархальная семья представляла собой уменьшенную копию общины. В составной семье воспроизводились патриархальные отношения с присущим им авторитаризмом и общностью имущества двора. Здесь отношения строились на безоговорочном подчинении младших членов семьи старшим, а власть хозяина над домочадцами была абсолютной. Глава двора стремился оградить семейную повседневность от всего, что могло бы нарушить привычный уклад, изменить традиции, ослабить его власть. Поэтому домохозяин в такой семье противился обучению своих детей, неохотно отпускал сыновей в дальний промысел, старался не допустить выдела".

Далее: "По народным представлениям главное предназначение женщины заключалась в продолжение рода. У русской крестьянки на рубеже XIX – XX вв. половая зрелость наступала в 15 - 17 лет. Первый ребенок у тамбовских крестьянок в среднем рождался в 18 лет и 4 месяца. Наступление физической стерильности наступало к 40 годам, т. е. за 5 - 7 лет до наступления менопаузы. К этому времени детородная функция крестьянской женщины, как правило, заканчивалась: тяжелые условия труда и быта и огромные физические нагрузки преждевременно лишали
женщину способности к деторождению.Таким образом, фертильный период у сельской женщины конца XIX в. составлял 20 – 22 года. По подсчетам демографов, русская крестьянка этого периода рожала в среднем 7 - 9 раз".

Нормальным было положение вещей, при котором: "«Евдокия Мошакова, крестьянка, 40 лет, замужем 27 лет, рожала 14 раз»; «Акулина Манухина, крестьянка, 45 лет, замужем 25 лет, рожала 16 раз».

Выживали далеко не все: "Высокая младенческая смертность играла роль стихийного регулятора воспроизводства сельского населения. По данным обследований (1887 - 1896 гг.) удельный вес умерших детей до пяти лет в среднем по России составлял 43,2 %, а в ряде губерний свыше 50 %. Наибольшее число младенцев, примерно каждый четвертый, умирало в летние месяцы. Причиной тому служили кишечные инфекции, характерные для этого времени года. От поноса в 90-е гг., по данным доктора медицины Г. И. Попова гибло от 17 до 30 % грудных детей813. Мало ситуации изменилась и в начале ХХ века. По данным «Врачебно - санитарных хроник» за 1908 – 1909 гг. младенческая смертность в Тамбовской губернии составляла от 16 до 27,3.
К смерти младенцев в деревне относились спокойно, говоря «Бог дал – Бог взял». «Если ртов много,
а хлебушка мало, тот по неволе скажешь: «Лучше бы не родился, а если умрет, то и, слава Богу, что
прибрал, а то все равно голодать пришлось». Появление лишнего рта, особенно в маломощных семьях, воспринималось с плохо скрываемым раздражением со стороны домочадцев. При появлении очередного ребенка свекровь в сердцах упрекала сноху: «Ишь ты, плодливая, облакалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли твои щенки». В воронежских селах бабы о смерти младенцев говорили так: «Да если бы дети не мерли, что с ними и делать, так и самим есть нечего, скоро и избы новой негде будет поставить». Осуждая аборт, рассматривая его как преступление перед Богом, деревенские бабы не считали большим грехом молиться о смерти нежелательного ребенка".

После родов требовалось как можно скорее вернуть женщину к работе, для чего: "Деревенская повитуха, только ей одной известными способами, делали все, чтобы по быстрее поставить женщину на ноги. После родов роженице устраивали баню, где бабка правила ей «живот». Для того, чтобы вернуть «золотник» (т. е. матку) на место бабка
заставляла родильницу вставать на четвереньки и опереться руками, затем сильно встряхивала ее за лодыжки. При этом в некоторых местах употребляли интересный приговор: «Срастайся п …душка, сустав в сустав, только х ..ю место оставь».



В труде Безгина есть еще много интересного - о безрадостном детстве крестьянских детей, тяжелой работе на земле и т.п. Вот такая вот она - благостная патриархальность...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Слушайте, а как именно опускается живот? Прям вот утром встаешь и опа? Или встаешь со стула и вдруг - бабах? Или все же постепенно? У меня вот в прошлый раз так и не опустился, в этот пока тоже вроде нет, но в этот хоть голова, кажется, постепенно ...
Мой любимый персонаж из мультиков — это, вне всякого сомнения, Эрик Картмен. Он такой, каким я вижу достойного человека. Он хитрый, алчный, завистливый, коварный, подлый. В нём есть все те качества, которые я ценю. Но в то же время они не отталкивают, ...
Часто единственная разница между красивой женщиной и женщиной невзрачной заключается в уверенности в себе. Именно поэтому я считаю непривлекательными женщин, на чьих лицах видна работа пластических хирургов. Фото: Getty Images Это насколько же нужно быть неуверенной в себе, чтобы ...
У меня в коллекции есть такие монеты: Шестак 1626 года и прусский грош 1797 года. Купил более 10 лет назад в куче остальных монет за смешные деньги. Посмотреть обсуждение, ...
Дорогие мои земляки, собратья по несчастью и просто случайные жертвы урбанистического абсурда! Сегодня я хочу поговорить с вами о великой московской традиции, которая объединяет всех нас, независимо от возраста, достатка и политических взглядов. Да-да, я о очередях. Москва — город, где ...