Реставрация по...
nucisarbor — 31.01.2010 Восстанавливать памятники старины можно по-разному. Две диаметрально противоположные концепции - в России и в Италии.Если в России берутся реставрировать церковь, скажем, XVI века, то выйдет эта церковь, как новенькая. Словно в день постройки. Ни щербинки, ни пылинки, кровля огнем горит, краски финские на солнце переливаются. Восстанавливать - так восстанавливать. Храм Василия Блаженного - наилучшее подтверждение.
Если бы сеньора Лужкова с мадам Батуриной допустили восстанавливать Парфенон - отгрохали бы в лучшем виде. С применением новейших технологий, из металлоконструкций и бетона. Гараж в подвальном этаже, конечно, бутики по периметру. Как положено. Не руины, прости Господи.
В Италии подход иной. Здесь считается, что колорит старины должен быть сохранен. Это касается не только титульных достопримечательностей, но вообще любого дома. Помните тысячи оттенков краски на стенах римских домов? Думаете, у них нет денег на юбилейную косметику? Нет, дух старины дорогого стоит. Потому во всей Италии в местах исторической застройки не встретишь кондиционеров, облепивших стены домов. А что такое римские форумы и Колизей? Это имитация такой степени разрухи, какая могла бы случиться за тысячу лет (на деле все восстанавливалось почти с нуля).
Кстати, бывает очень забавно приехать в очередной раз в Рим и видеть, как рабочие в белых майках и оранжевых касках строят очередные руины.
По этому случаю вспомнил старое стихотворение:
Веселых красок солнечные ризы
с прохладных статуй время сорвало,
и по его приказу иль капризу
белеет камнем светлое чело.
Веками стерт штрихов последних грим,
вновь замысел далек от воплощенья.
Не мрамора раскрытие мы зрим —
богов от человека очищенье:
улыбка диковатой пестроты
сошла с лица ослепнувшей богини,
чтоб строгий холод древней высоты
нас разделял торжественно отныне.
Чем беспощадней времени печать,
чем больше ран нанесено годами,
тем статуи таинственней молчат
о том, что и они, как мы страдали.
И теплым глазом мрамор обводя,
мы взгляд не раним трещиной и сколом:
как бы урон, в прекрасное входя,
им усмирен, приучен, коронован.
Восстань теперь из праха Парфенон,
мы оскорбимся новизной, как фальшью,
ибо в руинах больше дарит он
воображенью памяти творящей.
Ужель и тлен на службе красоты,
а варварство веков — ее отделка,
и лишней рукотворности черты
должны слететь, как дряхлая побелка?