Справедливая цена
nucisarbor — 13.01.2010 Зашел сегодня в книжный магазин недалеко от дома. Походил, посмотрел. Потянулся купить "Записные книжки" Моэма. Книга, кстати, довольно тощая. Смотрю на цену - 349 рублей. Поставил на место. Нет, деньги у меня были, и я могу себе позволить такую трату. Но... Нет ощущения справедливой цены. Откуда взялась такая сумма? Иду дальше. Вот сборник рассказов любимого мной российского автора (не буду говорить, какого). Книга небольшая, страниц в ней с пятьсот примерно. Стоит 570 рублей. Совсем не понимаю. Автор этот по части гонораров вовсе не жадный, да и не предложили бы ему никаких миллионов. Бумага - писчая, тоненькая. Иллюстраций нет. Обложка без дизайнерских ухищрений. Откуда такая цена?Стал я вспоминать и понял одну вещь. В Москве давным-давно исчезли в большинстве своем справедливые цены. Что я понимаю под справедливой ценой? То, что мы интуитивно связываем с себестоимостью и небольшой торговой наценкой. Почему одинаковые квартиры в Москве и, скажем, в Твери оцениваются настолько по-разному? Материалы одни и те же, работа одна и та же. Ну, земля может стоить по-разному. Но стоимость земли - абсолютно произвольная величина. Как и многое другое! Цену назначают вот как: решают, найдутся ли люди, которые заплатят такие деньги? И вот судя по московской недвижимости, у нас миллионы миллионеров. Может, у нас средний класс появился? Хоть бы познакомиться с кем.
За чашку чая (даже не листового, а в пакетике) в Москве могут запросить и 90, и 100, и 120 рублей. За что? Да ни за что! Со всеми зарплатными фондами и арендой красная цена тому чаю - 30 рублей. Просто потому, что уверены - заплатят. А потом начинаются эти рассуждения: вы вот за три чашки чая 300 рублей заплатили, неужто не заплатите столько за книжку? Ну что с того, что бумага газетная, переплет клееный, обложка тонкая!
Вспомнил и еще одну вещь. Покупал на Горбушке аудиокниги для мамы. Продавец разоткровенничался и стал жаловаться на конкурентов: французский большой магазин разоряет их, ставя торговую наценку всего 3 процента. За те же самые товары. Думаете, французы просто хотят разорить мелких предпринимателей? А я думаю, они лучше торговать умеют. А главное, даже если всех мелких предпринимателей выживут, дальше сразу поставят наценку в 25 процентов? Или в 30? Или в 100? Да нет же!
Они ведь капиталисты, им не хапнуть, им стабильный доход требуется. А стабильный доход только там, где справедливые цены. Так мне кажется.