Рембрандт vs Веласкес. Голландцы vs испанцы. Выставка в Рейксмузеуме 2019-2020
pink_mathilda — 26.12.2020 2019 год в Нидерландах был объявлен годом Рембрандта по случаю 350-летней годовщины смерти художника. В амстердамском Рейксмузеуме прошла большая выставка, на которую приехало много работ Рембрандта из других музеев. А после её окончания открылась следующая, на которой выставлялись одновременно картины нидерландских и испанских художников, современников. Самыми маститыми были Рембрандт и Веласкес, собственно, их именами выставка и называлась.Мне посчастливилось вскочить в последний вагон уходящего поезда и посетить выставку за два дня до её закрытия. Созрела поделиться Прекрасным с общественностью.
Экспозиция была организована волшебнейшим образом: картины в основном сгруппированы попарно - каждому голландскому полотну подобрали в компанию испанское того же жанра. Было страшно интересно сравнивать их между собой.
(Диего Веласкес, портрет придворного шута "Эль Примо", 1644 — Франс Халс, "Мулат", 1628)
Общее впечатление - контраст богатой Испании 17 века и бедных Нидерландов. Это можно увидеть даже по простым деревянным рамам без позолоты и излишеств. Зачастую жанровые сцены на картинах голландцев более тёмные, с совсем другим настроением. А порой произведения очень созвучны. Всё-таки одно время, одна эпоха.
Дальше просто хочу показать некоторые пары работ и кое-какие детали, обратившие на себя внимание.
Важно. Представленные ниже фото сделаны для передачи настроения и общего впечатления; если вы захотите рассмотреть картины более детально, пользуйтесь пожалуйста, репродукциями, вы можете их нагуглить самостоятельно. Авторы и названия подписаны под фото слева направо.
(Хосе де Рибера, "Старый ростовщик", 1638 — Рембрандт ван Рейн, "Титус за партой", 1655)
(Ян Ливенс, "Натюрморт с книгами", 1627-1628 — Хосе де Рибера, "Отшельник Святой Павел", 1635-1640)
Собственно автопортреты Веласкеса и Рембрандта:
Этот лебедь местный, из коллекции Рейксмузеума. Он привлёк моё воображение с первого прихода в этот музей и влюбил в себя с первого взгляда, но какую удивительную пару ему подобрали.
(Франсиско де Сурбаран, "Святой Серапион", 1628 — Ян Асселин, "Испуганный лебедь", 1650)
(Бартоломе Эстебан Мурильо, "Esse Homo", 1660-1670 — Рембрандт ван Рейн, "Портрет Титуса в одежде монаха", 1660)
Такие маленькие аккуратные пейзажи. Веласкес и Вермеер.
(Диего Веласкес, "Сады виллы Медичи в Риме", ок. 1630 или ок. 1650 — Ян Вермеер, "Маленькая улица", 1658)
На маленьком полотне можно долго разглядывать крошечные женские фигурки:
У богатой рамы Веласкеса даже табличка пафосная.
Несмотря на предпоследний день выставки, народу довольно много, нужно заранее бронировать время посещения.
За посетителями тоже интересно наблюдать.
(Веласкес - "Кузница Вулкана", 1630 — Рембрандт, "Синдики", 1662)
Как же без котиков.
Картина целиком:
(Николас Мас, "Старая женщина за молитвой", 1656)
Картина находится в компании ещё двух жанровых сцен; слева ещё один голландец, справа — Веласкес.
Натюрморты. Здесь испанцы и голландцы оказались наиболее схожи.
(Хуан Фернандес — Ян Торрентиус)
(Хуан Санчес Котан — Мельхиор де Хондекутер — Фелипе Рамирес)
(Франсиско де Сурбаран — Адриан Корте)
Рашель Рюйш — первая женщина, принятая в гильдию художников Гааги. Мастер натюрморта.
(Хуан де Ареллано — Рашель Рюйш)
(Ян Ливенс — Хосе де Рибера)
Этому агнцу пары не нашлось. Казалось, протяни руку — и коснёшься настоящей овечьей шерсти.
(Франсиско де Сурбаран, "Agnus Dei", 1635-1640)
(Мурильо — Рембрандт — Мурильо)
Эти две дамочки интересны тем, что обладали даром предсказания. Поэтому в обоих портретах, таких разных, свет призван передавать их
(Веласкес, "Женская фигура (Сивилла)", 1648 — Рембрандт, "Старая женщина за чтением (Пророчица)", 1655)
Ван Гог однажды сказал, что отдал бы десять лет своей жизни за возможность просидеть две недели перед картиной "Еврейская невеста" с одной лишь буханкой хлеба. Это одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта.
(Франсиско Рибальта, "Христос обнимает Святого Бернарда", 1625-1627 — Рембрандт, "Еврейская невеста", 1665)
И на этом моя маленькая экскурсия заканчивается. Надеюсь, вам было не скучно.
PS. Не все названия картин подписала; если вам очень-очень надо узнать название какой-либо из неподписанных — пишите в комментарии.
#наулицезима
|
</> |