ВЕРНИТЕ РУССКИХ В БАНЮ
![топ 100 блогов](/media/images/gidepark.png)
Сегодня часто приходится слышать: «русскую баню у русских
украли!» Политики любят говорить о русском народе, национальной
идее и русском мире. Но при этом лишают русского человека
национальной традиции. На смену русским парным строят финские сауны
и турецкий хамам. Я люблю и сауну и хамам, но всё же, как русский
человек, предпочитаю русскую парную с берёзовым или дубовым
веничком. «Русская баня» – это брэнд, такой же как сауна или
хамам.
Без чего нельзя прожить в России, так это без бани. Свидетельством
тому – русские поговорки: «без бани мы бы пропали»; «в какой день
паришься, в тот день не старишься»; «в бане помылся, что заново
родился».
Я посещал разные бани в разных странах мира, но русская баня мне
милее всех.
Известно, какую важную роль играла и до сих пор играет баня в жизни
людей. В «Очерках русской культуры XVII века» в главе «Быт и нравы»
А.К.Леонтьев пишет: «Баня оставалась одним из важнейших элементов
быта народа, которую особенно ценили за её лечебные свойства. По
свидетельству Рейтенфельса, каждый москвитянин посещал баню не реже
двух-трёх раз в неделю».
На «прямой линии» 16 апреля 2015 года Владимира Путина
спросили:
«Приглашали ли Вы кого-нибудь из руководителей других стран в
русскую баню? Ведь эффект от переговоров может быть намного
позитивнее, нежели от «круглого стола» переговоров».
В.В.Путин ответил: «Мы с бывшим канцлером ФРГ господином Шрёдером
были однажды у меня в резиденции, он приезжал много лет назад, и
пошли в баню. Она загорелась. Правда. Он как раз налил себе пива, я
выхожу, говорю: «Слушай, Герхард, нам нужно отсюда выходить срочно.
Мы горим». Он говорит: «Сейчас пиво допью, и пойдём». Я говорю: «Ты
чего, с ума сошёл? Мы горим, ты понимаешь или нет?» Но он всё-таки
пиво допил, он настойчивый мужчина и с характером. Она сгорела
дотла, больше мы там ни с кем не появлялись. А вообще я баню люблю
и хожу с удовольствием».
В детстве, сколько себя помню, каждую субботу я ходил с отцом в
общественную баню. Тогда она стоила 15 копеек, потом 17, потом 20
копеек. Теперь цена 300 рублей и более.
Когда прихожу в баню, то забываю обо всех неурядицах; ощущаю себя
как в оазисе, где тепло и много воды, и где всегда можно
повстречать хороших людей. Для многих баня это клуб, где
завсегдатаи встречаются, общаются и отдыхают.
Баня – это особая культура, а для некоторых даже культ. Грамотно
попариться в бане – настоящее искусство. Известно, что баня –
лучшее средство против стресса.
Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение
появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной
системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов
и растворённых шлаков.
Недавно открыл для себя новое – общение в Интернете со всем миром,
сидя в бане!
Когда меня спрашивают, где находится баня, в которую хожу, я не
отвечаю, боюсь раскрыть тайну. Эта маленькая баня позапрошлого
века, в которой сохранилась отличная парная и где цены ещё не
кусаются. Но и там недавно сократили льготный день (говорят из-за
отсутствия дотаций из городского бюджета). Хотя общественные бани
всегда были дотационными. В сталинские времена бани находились в
ведении НКВД.
Известно множество самых различных бань: русская, турецкая,
финская, японская (офуро), инфракрасная сауна и множество других. И
всякая баня по-своему хороша. Но сейчас проводят насильственную
«финляндизацию» – на смену русской бани строят финские сауны. Я
люблю сауну, но и сами финны больше любят русскую баню
«по-чёрному». Уже доказано, что русская баня с веником гораздо
полезнее, чем финская с сухим паром.
В аквапарке «Питерлэнд» я насчитал порядка десяти различных видов
бань: африканская, японская, бухарская, ацтекская, скифская,
римская, турецкая, финская, и др. Но самая лучшая –русская. Вот
только русская баня без веника всё равно что брачная ночь без
невесты.
Правда, наиболее продвинутые, понимают ценность русской бани, и
строят банные клубы. Так в аквапарке «Родео драйв» помимо финской
сауны и турецкого хамам, есть и парная, где можно попариться с
веником.
В СПА-отеле «Скандинавия» специально дополнительно построили
русскую баньку для любителей попариться с веничком.
В каждой стране и в каждом городе, где мне приходилось бывать, я
старался посетить баню. Поскольку именно там можно узнать людей и
правду во всей неприглядной наготе. Был я в банях в Германии, в
Финляндии, в Швеции, в Египте, в Израиле, в других странах.
Особенно запомнилась финская сауна на пароме из Хельсинки в
Стокгольм. Так можно было париться и сквозь стеклянную стену
любоваться морем.
Поразила меня баня на горе Масада на высоте 450 метров над уровнем
Мёртвого моря. Она была построена царём Иродом великим, и удивила
даже римских завоевателей.
Люблю устраивать походную баню на природе. Очень нравится баня на
даче – с купанием в снегу. Но больше всего мне нравится деревенская
баня «по-чёрному» в Вологодской области.
Традиционные русские бани (деревенские) делятся на отапливаемые
«по-чёрному» и «по-белому». Баня «по-черному» остаётся самой
полезной из всех видов бань. Несмотря на её неказистый вид, она
высоко ценится знатоками.
Дёготь от сгорания берёзовых поленьев приводит к высокой
бактерицидности воздуха. По уровню стерильности баня «по-черному»
сравнивается с хирургической операционной. Стерильны не только
стены такой парилки, но и воздух внутри неё.
В сельской местности баня являлась единственным наиболее стерильным
и подходящим местом для родов. Из народного фольклора известно, что
после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».
В русских банях «по-чёрному» повитухи принимали роды. В банях же
чаще всего и зачинали детей. Перед свадьбой в деревнях была
традиция совместно париться невесте и матери жениха. Та смотрела,
насколько здорова будущая невестка.
У различных народов мира можно найти свои уникальные традиции в
строительстве бань и в пользовании ими.
По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских
племён напоминали юрты. Посередине ставили котёл с отваром трав и в
него бросали раскалённые камни, которые предварительно нагревали
снаружи на костре. У скифов существовала практика пользования корой
деревьев, предварительно размягченной при помощи камней для
очищения кожных покровов. Походная баня древних скифских и
сарматских племён, кочующих по северным берегам Чёрного моря,
считается прародительницей современных мобильных бань на основе
каркасно-тентовых конструкций.
Некоторые индейские племена Америки, такие как племя Лакота, с
древних времён и по сей день пользуются ритуальной баней, которая
представляет собой пространственную конструкцию из прутьев, с
внешним покрытием из шкур животных. Эта ритуальная баня
предназначается для общения с духами предков и называется
Инипи.
Бани строили в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте. В
Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные
процедуры. Горячую ванну принимали в круглом чане, после чего
следовали омовения в холодной воде.
После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем
и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими
полами.
Римский город, как правило, начинал строиться как военное
поселение, в центре которого был форум и баня. Смею предположить,
что римская империя просуществовала почти тысячелетие именно
благодаря бане. Именно там решались важнейшие государственные
вопросы.
В римской бане (терме) было несколько комнат: сначала человек
попадал в предбанную комнату, которая называлась «аподериум», эта
комната служила для раздевания. Далее человек отправлялся в
следующую «тёплую комнату», которую римляне называли «тепидариум»,
после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в
которой достигала 85°С . После парной следовала
охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». В римской бане была
библиотека, спортивные площадки, массажные кабинеты.
В средневековой Европе были как частные, так и весьма
многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и
лежаками для отдыха. Люди встречались здесь столь же естественно,
как и в церкви. Купальные заведения были рассчитаны на все классы,
так что их облагали пошлинами наподобие мельниц, кузниц и питейных
заведений.
Зажиточные дома располагали „мыльнями“ в полуподвалах; тут
находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на
бочках, обручами.
Исторически бани были самыми священными местами после церкви, и не
связаны с сексом и сексуальностью.В Европе (в скандинавских и
немецкоязычных странах) сохраняется традиция париться в
общественных банях мужчинам и женщинам — включая детей — вместе,
причём полностью без одежды (обычно также выделяются отдельные дни
или время только для женщин и только для мужчин).
О банях в арабском мире пишет Ибн Джубайра XII века: «Забота
султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии)
иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани,
чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал
больницу для лечения тех из них, кто болен…»
О русской бане сведения встречаются в письменных источниках с ХI
века. Названия разные: мыльня, мыленка, мовница. В повести
временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о славянской
бане.
«Диво видел я в Славянской земле на пути своём сюда. Видел бани
деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и
обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя
хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и
обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это
постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят
омовенье себе, а не мученье».
Любителям БДСМ (садо-мазо) в качестве альтернативы можно предложить
русскую баньку с березовым или можжевеловым веничком, с купанием в
снегу или в проруби.
О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер: «Вы нередко
увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и,
дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или
окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».
В XVII веке Чарльз Карлейль говорил о России: «Нет города в их
стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это
почти всеобщее средство против болезней».
В средние века эпидемия чумы, которая бушевала в Европе и унесла с
собой треть её населения, остановилась там, где строили бани
«по-черному». Люди, которые регулярно парились в таких банях,
постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути.
Сухая (суховоздушная) сауна не является традиционной финской сауной
(баней). Это явление возникло относительно недавно с появлением
электрокаменок. Традиционная финская сауна так же, как и русская
баня допускает горячий пар при помощи березовых веников.
В турецкой бане хамам действующим началом является нагретый до
45-50 градусов мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100
%. Недавно я отдыхал в пятизвёздочном отеле МРИЯ, где впервые
увидел «сухой» хамам, без нагнетания пара.
В японской бане парилки нет. Сначала человек многократно натирается
мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего
погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну —
офуро. Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей
воде.
Традиционные шведские бани называются басту. Изначально баня стояла
над землей, в полу были щели. Печь тянула воздух снизу парилки и,
нагревая его, поднимала к потолку. Помещение наполнялось горячим
воздухом, холодный вытеснялся вниз и уходил сквозь щели.
Ирландские или римско-ирландские бани — это модернизированные
римские термы. Сейчас очень популярны в Европе.
Баня это ритуал, это традиция, это медитация. Сколько произведений
искусства посвящены бане!
В 1981 году я прочитал повесть Александра Мелихова «Трактат о
бане», которая запомнилась мне своей поэтичностью.
Говорят, известный рассказ В.М.Шукшина о бане в субботний день
повлиял на то, что суббота стала вторым выходным днём.
Самый популярный фильм – о бане! – «Ирония судьбы или с лёгким
паром».
И ведь не пошёл бы человек в баню, не нашёл бы своего счастья.
Говорят, вопрос о развале Советского Союза решался именно в бане
посреди Беловежской пущи (только там не было прослушки).
Не знаю, как для других городов, но для Санкт-Петербурга нехватка
общественных бань большая проблема. Последние городские
общественные бани были построены в первой половине восьмидесятых
годов прошлого века при советском режиме. Только благодаря армии
сохраняются общественные бани – ведь надо же курсантам военных
училищ где-то мыться.
Общественные бани закрываются, а взамен появляются элитные сауны
для проведения закрытых встреч. Когда узнал, что в нашем
микрорайоне построили новую баню, я обрадовался и решил сходить
попариться. Оказалось, это «элитная сауна» (проще говоря,
бордель).
В нашем климате баня не роскошь. Но не всякому человеку по карману
помыться как человеку. Чтобы сходить в баню, нужно выложить от 400
рублей. В месяц это получается 1600 рубликов.
Накануне выборов каждый раз обещают построить новые бани. Но пока
мало что меняется: один день в бане для мужчин, другой – для
женщин. Если так дальше пойдёт, то скоро как в Финляндии мыться
будем все вместе. В Германии это экзотик, а у нас – вынужденная
необходимость.
До советской власти капиталисты заботились о своих рабочих, и
строили бани напротив фабрик и заводов, поскольку ванн в домах
пролетариев не было.
В XIX веке в Петербурге напротив фабрики «Рабочий» построили баню,
а рядом другую – возле «Пролетарского завода». Теперь капиталисты
строят бани исключительно для себя.
Наверное, только в Питере ещё существуют коммунальные квартиры, где
нет ванн. «А не графья, и на кухне помоетесь, – иронизировал герой
Аркадия Райкина в фильме «Волшебная сила искусства». – А на
праздничек и в баньку пожалуйте».
«Идите вы в баню» – сегодня это звучит как издёвка. Куда же идти,
если на многомиллионный Петербург всего несколько общественных
бань?! В новостройках бань вообще нет. А зачем, наверное, думают
чиновники, если у людей ванна есть?
Конечно, тело помыть можно и в ванне. Но отдохнуть душой – только в
бане. Баня это и отдых, и общение, и праздник. Здесь как нигде
важен процесс, а не результат. Баня это и ритуал, и традиция, и
медитация.
Всю заботу власти о народе можно прочувствовать в бане. Каждый
римский император строил общественные термы. А некоторые императоры
переодевались, бродили по Риму и посещали бани, чтобы узнать, что в
действительности думает народ. Вот бы и у нас так!
Только в бане можно услышать правду о власти, о нашем положении, к
чему готовиться и что нас ждёт. В бане можно узнать, когда начнётся
война и закончится кризис, курс доллара и кто будет следующим
президентом.
В бане, как известно, все равны. Баня не только «оазис» русской
демократии, но и «слепок» русской демократии, поскольку нигде
нельзя сказать того, что можно сказать в бане. Причём мнения
посетителей различаются в зависимости от того, в каком районе
паришься. В Петроградском районе много нищей интеллигенции и бомжей
– там говорят об экономике. В старейшем рабочем районе на левом
берегу Невы больше ругают нынешних капиталистов. В Центральном
районе Петербурга спорят преимущественно о судьбах России.
Некоторые диалоги в своём романе-быль «Странник» я позаимствовал из
общения в бане.
— У нас не демократия, а деньгократия! Какая может быть власть
народа, когда народ нищ, а деньги и власть принадлежат кучке
богатеев?
— Везде мафия!
— Ну и что? Пусть она будет.
— Так ведь это незаконно!
— Вот мы такие: пусть голожопые будем ходить, но чтоб непременно
законники.
— Вы Родину свою не любите!
— Чего вы мне Родину тычете! Вы мне справедливость дайте! А
несправедливая Родина мне не нужна!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская
Литература
Приглашаю посмотреть мой видеоролик посещения бань в различных странах мира
А Вы любите РУССКУЮ БАНЮ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
|
</> |