"Рэмбо" - для взрослых, "Мстители" - для школьников. Немного о псевдовзрослом
paisiypchelnik — 28.05.2019 Ну здравствуйте, мои хорошие! Соскучились по мне? А я-то как по вам! И сегодня, в честь счастливого воссоединения меня с моими подписчиками, предлагаю снова эссе на отвлеченную тему.Очень часто мне приходится слышать, мол, какие нынче стали глупые блокбастеры для детей, не то, что в наше время, когда показывали серьезное взрослое кино для настоящих мужиков. Разумеется, в большинстве случаев играет свою роль своеобразная синестезия: человек смешивает впечатление от фильма с периодом, когда он его смотрел. А это часто было в детстве, когда весь мир кажется лучше, чем во взрослом возрасте: меньше ответственности, меньше бытовых проблем, меньше возрастных болячек. Да еще и эффект неопытности играет свою роль. У какого фильма больше шансов вас удивить и впечатлить: того, что вы смотрите пятым или двести пятым? Поэтому очень часто возникает ситуация, когда человек пересматривает любимые произведения детства и либо разочаровывается, понимая, что они не такие уж и крутые, как ему казалось, либо продолжает себя усердно обманывать, называя их огосподишедевром10из10, даже видя объективно, что шедевр шедевром не является.
Но давайте этим эффектам уделим только абзац во вступлении – на схожую тему я уже рассуждал не так давно. Гораздо интереснее другое: как порой обманчиво впечатление людей о «взрослом» кино. И как вообще определить, какой фильм является «взрослым», а какой нет.
При попытке поиска в Интернете по запросу «фильмы для взрослых» вы найдете много чего интересного, но только не ответ на заданный вопрос. Может, тогда обратимся к системе возрастных ограничений? Но только данная система совершенно не связана со «взрослостью» фильма. Рейтинг R в кино лишь подразумевает некоторые запрещенные для семейного просмотра сцены, но никак не делает фильм «взрослым» и «серьезным». Каноничный пример: фильмы о Дедпуле, которые на порядок лучше заходят у самых что ни на есть детей. Или вполне семейное кино «Самолетом, поездом, автомобилем», получившее рейтинг R из-за одной-единственной сцены, которую в итоге все знают гораздо лучше остального фильма.
А о возрастной маркировке в нашей стране лучше вообще не заикаться: почти всем более-менее крупным западным блокбастерам дают рейтинг «16+» (даже такому детскому кино, как «Пираты Карибского моря», например), а российскому кино, как правило, не больше 12+ (даже если есть откровенные сцены употребления алкоголя или моменты, связанные с сексом). Может, конечно, наше кино в принципе более духовное и светлое, и такая маркировка ну никак не связана с желанием Минкульта срубить больше денег на отечественных фильмах, пуская детей только на них.
Ну так что же по мнению людей делает фильм взрослым и серьезным? Если почитать примерные комментарии в интернетах, то среднее описание взрослого и серьезного кино будет такое:
Это мрачный фильм, в котором мрачная мрачность мрачно омрачает мрачного мрачника. В нем много брутальных сцен, брутающих своей брутальностью, а не это прилизанное педиковатое кино для школоты. А еще фильм должен выйти не меньше 20 лет назад (если это не «Тёмный рыцарь»).
К сожалению, я вынужден отметить, что такое описание «взрослого» и «серьезного» кино не только в корне неверно, но еще и опасно.
Опасно оно тем, что люди ошибочно считают фильм А лучше фильма Б только потому, что в фильме A много мрачных и депрессивных сцен, а значит он для взрослых, а фильм Б – для детей.
И даже оставим в стороне очевидный факт, что кино «для детей» совершенно не означает, что оно хуже или лучше кина «не для детей». История мультиков Pixar, регулярно доказывающих, что детский мультфильм может взрослому дать больше, чем ребенку, – тому доказательство.
Всем людям, которые нахваливают условные «Мир Дикого Запада» или «Бэтмен против Супермена», «потому что они мраааачные, а значит взрооооослые», нужно выдолбить на лбу: «МРАЧНОСТЬ ИСТОРИИ НЕ ГАРАНТИРУЕТ ЕЕ ВЗРОСЛОСТЬ».
Тем, кто считает, что боевики его детства были лучше нынешних, потому что они были брутальнее, там не было «поганого феминизма», а еще были мясо, убийства, матюки и голые сиськи, нужно выдолбить: «КРОВАВОСТЬ ИСТОРИ НЕ ГАРАНТИРУЕТ ЕЕ СЕРЬЕЗНОСТЬ».
Людям уже давно пора понять, что за напускной мрачностью и серьезностью может оказаться попросту пустышка. Как, к примеру, боевики 80-х и 90-х, которые часто ставят в пример современной франшизе «Мстители». Дескать, там Рембо был весь окровавленный, а значит и фильм более взрослый. Но только эти люди почему-то забывают, что они смотрели и фанатели от этого кино преимущественно в детстве или подростковом возрасте. То есть они называют фильмами для детей современную супергероику, хотя именно в детстве смотрели те фильмы, что ставят нынешним в пример как фильмы более взрослые и серьезные.
Но только если посмотреть те самые «взрослые» фильмы, которые ставят современному «детскому» кино в пример, то окажется, что они просты как пять копеек, сюжет и персонажи в них плоские, а вся «взрослость» заключается в обилии крови. Такие фильмы я бы сравнил с подростком, который пьет, курит и матерится, считая, что так он выглядит более взрослым.
Я сейчас не беру в расчет некоторую признанную классику вроде первых двух «Терминаторов», к ним претензий нет. Я о бесчисленных боевиках с Сигалом, ван Даммом и так далее.
Есть другая категория якобы взрослых фильмов – это те, которые пытаются упирать на «мрачность» В них у героев постные депрессивные лица, постные депрессивные фразы и постная депрессивная цветовая палитра. Этим особенно грешит современное кино, пытающееся выглядеть взрослым. Для меня лучший пример – это фильм «Логан», про который почему-то все решили, что он «взрослый» и «серьезный», потому что у него взрослый рейтинг, а Хью Джекман молча депрессивно смотрит вдаль. Это кино я бы сравнил с подростком, который считает, что стал взрослым, потому что надел пиджак и не улыбается.
Третья категория «взрослых» фильмов – это те, что содержат обилие откровенных околосексуальных и сексуальных сцен. И эти фильмы можно сравнить с подростком, у которого под матрасом припрятан журнал «Плейбой».
Так что же делает фильм взрослым и серьезным? На самом деле критерий взрослости фильма определяется не наличием и количеством взрослых сцен, не «мрачностью», не реалистичностью. Критерий серьезности есть только один: история.
Фильм становится взрослым в первую очередь когда он рассказывает хорошую интересную историю, с интересными персонажами. Взрослый фильм может не нести серьезных моральных посылов. Он может быть комедийным. Он может быть с простым сюжетом. В нем может не быть крови. Да он, в конце концов, может быть даже детским мультиком! И вот вам пример:
Взрослость фильма не определяется по тому, могут его смотреть дети или нет. Поэтому не стоит строить из себя киноснобов в отношении тех же «Мстителей», дескать, это кино для детей. Нет, это не так. «Мстители», безусловно, нацелены в первую очередь на подростковую аудиторию, но это не значит, что они не могут найти отклика у взрослых.
Ну и в заключении. Комедия «Очень страшное кино» имеет более высокий возрастной рейтинг, чем комедия «Римские каникулы». Какой из этих фильмов взрослее?
|
</> |