Ремарк со своей "Триумфальной аркой"
nik_rasov — 03.08.2020Однажды, незадолго до второй мировой войны, в Париже на мосту,
названном в честь маленькой крымской речушки подле которой
французские войска когда-то одержали победу над русской армией,
случайно встретились два человека со смешными именами: его звали
Равик, а её Жоан Маду.
Так начинается роман Ремарка «Триумфальная арка»
Раньше я этой книги не читал. Насколько я помню, я прочёл у Ремарка «Три товарища», «Ночь в Лиссабоне», «Чёрный обелиск», «Время и жить и время умирать» и ещё «На Западном фронте без перемен», который стоит в его творчестве немного особняком.
А с Ремарком у меня отношения несколько неопределённые. Я, выражаясь фигурально, никак не решу куда отнести его книги — к року или к попсе.
Как группу «Кино».
И не знаю можно ли причислить его к высшей лиге, где по моему мнению играют Хемингуэй, Стейнбек, Толстой, Фолкнер, Маркес и другие, или поставить его ступенькой пониже.
И ещё меня отпугивают разные там его замечания в текстах, которые так и хочется оформить красивой виньеткой и выставить в ленте в социальной сети.
Вот такое, например, подходящее случаю:
Я насторожено отношусь к красивым афоризмам, хотя когда-то читал книжку Ларошфуко. Мне сдаётся, что такие замечательные, сбалансированные высказывания часто поверхностны и на первом месте там «красное словцо».
Отшлифованные временем народные пословицы нравятся мне куда больше.
В конце концов имеется ещё Губерман со своими «гариками».
И ещё при чтении романов Ремарка, у меня возникает ощущение, что я всё время читаю одну и ту же книгу с небольшими изменениями. Что вот-вот появится женщина, которая в финале умрёт, а где-то на страницах затаился русский белоэмигрант, который будет давать главному герою разные умные советы.
«Триумфальная арка» в этом отношении не обманула моих ожиданий.
Ремарк рисует нам Париж накануне второй мировой войны.
Равик сбежал во Францию из германского концлагеря. В гестапо его здорово били, а его женщину то ли убили, то ли она сама была вынуждена покончить с собой.
Равик первоклассный хирург, но Франция не признаёт иностранных дипломов и он вынужден работать нелегально, проводя операции вместо других, не таких хороших, но официальных, врачей.
И практически все французы показаны в книге жутко меркантильными типами, готовыми за лишний франк продать родную мамашу. К тому же все они ведут себя довольно беспечно, уповая на линию Мажино и не веря в то, что война вот-вот начнётся.
Очень много эмигрантов из разных стран собралось в то время в Париже. И почти все там живут нелегально и прячутся от полиции. Вот они-то очень хорошо чуют, что Европа скоро станет мала и что пора бы перебираться куда подальше за океан, да только не у многих есть такая возможность.
И ощущение надвигающейся беды, и неустроенность всех этих бедолаг, показаны Ремарком довольно хорошо, так что проникаешься атмосферой и начинаешь сопереживать людям.
А ещё в «Триумфальной арке» очень много пьют разных напитков, но чаще всего упоминается кальвадос. Я этот кальвадос никогда не пил, и Ремарк начисто отбил у меня всякую охоту его пробовать.
Отношения между героями в этот раз вышли рваными. Равик всё время норовит бросить эту самую Жоан Маду, но у него не очень выходит потому, что он всё-таки в неё влюблён. А девушка вполне не против иметь спонсоров-мужчин, которые будут обеспечивать её быт и помогать в карьере, а Равика держать, что называется, «для души».
Естественно, что Равику, как взрослому, повидавшему виды, мужчине такое не подходит.
Ну не такой уж это уникальный случай, мне кажется.
А решает Ремарк эту любовную проблему с, присущей ему, радикальностью, выводя на сцену свою давнюю подружку — старуху с косой.
Словом, роман хороший и я не знаю с чего бы это я начал придираться к автору, ведь в книге есть всё, что нужно — и любовь, и война, и богатство, и бедность.
И даже утолённая жажда мести по отношению к одному негодяю.
Есть даже предупреждение для человечества на тему: не будем равнодушными, станем на страже и так далее, и тому подобное...
И я не жалею, что потратил на него своё время, и, скорее всего, вернусь к творчеству Ремарка, чтобы прочесть и другие его книги.
И в конце концов разве важен вопрос о том, к какой категории мне относить этого писателя, если мне нравится его читать?
Я подумал-подумал и решил, что не важен.
Всё.
«Равик сидел один перед розовым домиком и ел. Над лугами клубился туман. Квакали лягушки. Было очень тихо. Только где-то в верхнем этаже говорило радио. Голос диктора – успокаивающий, уверенный и никчёмный. Все слушали его, но никто ему не верил.
Равик расплатился.
– Париж затемнён, – сказала хозяйка. – Только что передавали.
– В самом деле?
– Да. Опасаются воздушных налётов. Обычная предосторожность. По радио говорят, что всё делается только из предосторожности. Войны, говорят, не будет. Идут, мол, переговоры. А вы как считаете?
– Я не думаю, чтобы дело дошло до войны. – Равик не знал, что ещё ответить.
– Дай-то Бог. А что толку? Немцы захватят Польшу. Потом потребуют Эльзас-Лотарингию. Потом колонии. Потом ещё что-нибудь. И так без конца, пока мы не сдадимся или не начнём воевать. Уж лучше сразу.
Хозяйка медленно пошла к дому. По шоссе спускалась новая колонна».
Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»