Религия для верующих и неверующих
anairos — 30.05.2024 Религия нужна верующим – такая вот банальная очевидность.Религия для веры – то же самое, что язык для мышления: формирует, структурирует, даёт возможность выражать, передавать и распространять. Но в любом случае это лишь инструмент, бессмысленный и бесполезный без содержания.
А когда я говорю «вера», то имею в виду не просто какие-то тезисы, которые ты принял без доказательств, а то, что сейчас принято называть модным словечком «идентичность».
Религия начинается с вопроса «кто я?». Как только ты понял, кто ты есть такой, ты отправляешься к знающим людям – таким же, как ты, но намного более опытным. Они тебе расскажут, что такому, как ты, следует делать, а что лучше не надо, если не хочешь неприятных последствий.
Мужская религия (если бы такая когда-либо была) предназначена только для мужчин. Религия конкретного народа (как иудаизм) – для тех, кто принадлежит к этому народу или хотя бы хочет принадлежать. Религия конкретной земли (как египетская или синто) – для тех, кто хочет стать, быть и оставаться плотью от плоти этой земли.
Более развитые религии – для тех, кто ищет, думает и сомневается. Такому человеку мало знать, что он кузнец из Афин, он задаёт более глубокие вопросы. Я – разум, запертый в темнице тела, или же тело, обладающее разумом? Почему я не удовлетворён своей жизнью – что-то не так со мной или со всем миром, или со всем сразу? И если что-то не так, то что именно?
Каждый ответ – свой путь, своя религия. И в них у человека не одно, а целых два имени: то, кто ты есть сейчас, и то, кем ты должен быть.
Иисус говорил, что пришёл призвать не праведников, а грешников. Кто такой грешник? Это человек, который понял, что он повреждён грехом и творит зло, даже если хочет добра. Только тем, для кого это главный источник страданий, и нужно христианство.
Однако Иисус говорил также, чтобы его ученики называли Бога Отцом, то есть все мы – Его дети. Это и есть христианская идентичность: «Я – сын Божий, повреждённый грехом, и моя цель – очиститься от греха, оставив в себе только Бога».
Дхармические религии предназначены для людей совсем иного склада. Их не заботит, что они творят зло, желая блага. Источник их страданий – осознание, что всё в мире преходяще, нет ничего постоянного, а значит – ничего настоящего. Их цель – выйти за пределы любых имён и сущностей, перестать быть в любом повседневном смысле.
Атеисты – никоим образом не исключение из правила. У них тоже есть ответ на вопрос «кто я?»: человек – это то, из чего он сделан согласно представлениям естественных и социальных наук. Ничего другого, кроме физического тела и психического «софта», сформированных эволюционным процессом, в человеке нет и быть не может. Любая другая идентичность – это сбой в программах, от неё нужно избавляться.
Поэтому и невозможно доказать атеисту, что Бог есть – равно как и доказать теисту, что Его нет. Тут речь идёт не о фактах, а об идентичности.
С тем же успехом можно пытаться аргументами убедить человека, что он барсук.
Тебе может казаться, что твои доводы безупречно логичны и неотразимы, но для собеседника это будет раздражающая казуистика – ведь они противоречат очевидным фактам. Он-то точно знает, что он не барсук, и твои слова ничего в этом не изменят!
Естественно, что правила любой религии кажутся приверженцам других религий бессмысленными и бесполезными. С какой стати носорогу жить по крокодильим законам, а орлу соблюдать заповеди настоящего тапира?
Как же в таком случае возможна смена веры?
А вот именно так и возможна – через смену идентичности.
Для этого есть три основных пути. Я говорю о них с уверенностью, потому что сам в разное время переходил от одной веры к другой всеми тремя.
Те, в ком идентичность сидит неглубоко, легко меняют её, оказываясь в новых условиях. Будучи в Риме, поступай по-римски. Вчера все вокруг тебя были атеистами, и ты тоже был атеистом – наука доказала, что Бога нет. Сегодня все вокруг тебя мусульмане, и ты тоже ходишь в мечеть по пятницам – нет бога, кроме Аллаха.
Иной может даже сам не заметить, как изменился. Напомнишь ему, что он говорил и делал десять лет назад – ещё, чего доброго, обидится на такую клевету.
Бывает, что с человеком случается то, что полностью переворачивает всю его личность. Личная трагедия, катастрофа, паранормальный или мистический опыт, невероятное совпадение с далеко идущими последствиями... На вопрос «Кто я?» он уже не может дать прежнего ответа, потому что он стал другим, пережитое изменило его навсегда. И вот тут уже первая религия, которая даст форму этой новой идентичности, застолбит место надолго.
Но самый мощный инструмент – магия слова.
Можно просто изучать чужие верования и оставаться при этом сторонним наблюдателем. Но если ты слушаешь – и видишь – незаурядных людей, живущих в ином мире, этот мир вполне может показаться тебе более правильным и настоящим, чем твой.
|
</> |