Женские чары

Я часто упоминал Греческие магические папирусы – самый объёмный наш источник по ритуальным практикам поздней античности. А сейчас, из одного из примечаний в книге, узнал удивительную вещь.
Большая их часть – и не «больше половины», а почти все – это одна-единственная коллекция свитков. Она принадлежала, судя по всему, профессиональному магу, который практиковал в Верхнем Египте в конце четвёртого – начале пятого века нашей эры. Если бы его частная библиотечка не сохранилась или не была найдена – наши представления о тогдашней магии были бы в разы скуднее.
Большой и искренний имхотеп тебе, неизвестный заклинатель.
Фараоне подтвердил мысль, к которой я пришёл сам, на основе собственных исследований: у всех народов, где мужское в культуре отличается от женского, различается и любовная магия.
Приворотные заклинания бывают разные:
– одни пробуждают в жертве любовную страсть и привязывают её к заклинателю;
– другие, напротив, связывают чрезмерный пыл жертвы, чтобы он был направлен исключительно на заклинателя и ни на кого другого;
– третьи сосредоточены на том, чтобы жертва испытывала к заклинателю симпатию и приязнь.
Заговоры, призванные наслать порчу на соперника/соперницу в любви, тоже встречаются часто, но их сложно отнести к любовной магии как таковой.
Так вот, основные пользователи приворотных заговоров – как я и заметил, мужчины. И у них популярны были формулы первого и второго видов. «Женских» заклинаний, направленных на мужчину, в разы меньше – и они в основном относятся ко второму и третьему типу.
Помните, что у греков было четыре слова для обозначения любви? Так вот, когда дело доходило до магии, греков больше интересовал эрос, а гречанок – филиа.
Из этого правила есть два заметных исключения. До наших дней дошло немало заклинаний третьего типа, написанных от лица мужчины-вольноотпущенника или слуги. А проститутки – и незатейливые порны, и элитные эскортницы-гетеры – вовсю пользовали эротическую магию первого типа.
Фараоне, разумеется, попытался пристегнуть к этому модную гендерную идеологию. Мол, зависимые мужчины считались в Греции принадлежащими к женскому гендеру, а проститутки – единственные в то время «сильные независимые женщины» – к мужскому.
Мне представляется, что всё намного проще. Зависимому человеку жизненно необходимо расположение сильных – а вот их вожделение может ему дорого обойтись. Ну а для секс-работницы наоборот: вожделение клиента, особенно такое, что может сделать его постоянным и щедрым гостем – буквально её хлеб, а симпатия и расположение... это приятно, но совершенно необязательно. Не то, чего стоит добиваться колдовскими способами.
|
</> |