Сказка, ложь и в ней намёк
anairos — 13.05.2024 У книг о Гарри Поттере, как и вообще у большинства хороших книг, есть не только сюжет, но и тема, которую каждая книга развивает ходом сюжета. И эта тема – всегда что-то такое, что мы можем приложить к самим себе и своей реальной жизни.«Философский камень» – о тонкой алхимии дружбы и вражды. Как завязываются отношения? Как разные и даже не обязательно симпатичные друг другу люди становятся близкими и начинают действовать как единое целое? В книге мы видим, как это происходит (Гарри, Рон и Гермиона), как и почему это НЕ происходит (Гарри и Дурсли, Гарри и Драко), и где процесс может свернуть до жути не туда (Квиррелл и Волдеморт).
«Орден Феникса» – о репутации. О том, как отношение к человеку влияет на восприятие его поступков – и как оно влияет на твои собственные поступки, которые его затрагивают.
«Дары Смерти» – тут уже из самого названия понятно, что книга о смерти и потерях, о том, как к ним правильно относиться.
А «Тайная комната»...
Джон Грейнджер в своей христианской апологии ГП назвал вторую часть семилогии книгой о книгах. Мол, это предупреждение, как книги, наполненные ложью и злым умыслом (вроде творений Локхарта или дневника Тома Риддла) могут навредить душе, и потому от них стоит держаться подальше.
Однако я полагаю, что Грейнджер тут совершил ту же ошибку, которую раз за разом совершает сам Гарри: увидел все детали, но сложил из них неверную картину.
Книги действительно играют тут важную роль, но тема совсем о другом.
Вначале разберёмся с дневником, потому что он, как ни странно, менее интересен.
Это вовсе не «книга, наполненная ложью». Его страницы вообще пусты, ты видишь на них лишь ответы на твои собственные реплики. И эти ответы не содержат никакой прямой лжи – даже когда Риддл показывает Гарри прошлое, он демонстрирует события, которые произошли на самом деле, никак их не подправляя. Просто делает это выборочно.
Джинни пострадала гораздо серьёзнее, но и она не читала дневник – она его писала.
Иногда считают, что проговаривать (а тем более записывать) свои мысли и чувства – лучший способ в них разобраться. Но это не совсем так. Высказав всё открытыми словами, ты действительно лучше поймёшь, что думаешь и чувствуешь – но что ты с этим будешь делать дальше?
Дневник не даст тебе совета, не предостережёт от ошибки, не утешит и не направит на путь истинный. Всё, что он может – повторять тебе снова и снова то, что ты в него написал. Отражать тебе тебя же, пока твой внутренний мир не станет для тебя тайной комнатой, а страх, горечь и злость – живущим внутри чудовищем.
Если он – твой единственный собеседник, если у тебя нет никого, кто тебя любит и кому ты доверяешь... Ты вырастишь призрака, вскормив его собственными жизненными силами – и рано или поздно он перехватит управление.
И тут даже не понадобится никакой злой воли, заключённой в книге её создателем. Разве не видели мы мальчишек и девчонок, которые ровно таким способом – накручивая себя при помощи записей в дневниках и блогах – доходили даже до убийства, или самоубийства, или того и другого сразу? Без всякого колдовства – сами, всё сами.
В книгах Гильдероя Локхарта тоже нет никакой лжи – одна лишь художественная выдумка.
Этого самовлюблённого красавчика считают бесполезным шарлатаном и герои, и читатели. Однако у него есть собственный, неподдельный талант – и это отнюдь не заклинание Забвения.
Локхарт – популярный писатель. Реклама рекламой, но его книгами зачитывается вся волшебная Британия, от них в одинаковом восторге и сорокалетняя домохозяйка Молли Уизли, и двенадцатилетняя интеллектуалка Гермиона. Это как «Сумерки», написанные Эдвардом Калленом.
Он приукрашивает события – а какой автор этого не делает? Реальность, как правило, не слишком красива и порой даже не слишком достоверна. Чтобы превратить её в интересную историю, приходится постараться.
На страницах книг он совершает подвиги, которые хотел бы совершить в действительности – опять же, кто этого не делает? Художественная литература для того и нужна, чтобы пережить в воображении то, чего мы не можем или не хотим испытать в реальной жизни.
Эти подвиги – настоящие, просто на самом деле их совершил кто-то другой? Ну логично, кем ещё вдохновляться, как не теми, кто и вправду сделал нечто выдающееся.
Проблема началась в тот момент, когда Локхарт нарушил границу между правдой и вымыслом. Чтобы его книги продавались лучше, он выдавал их за отчёты о реальных событиях – лгал, что и на самом деле побеждал монстров. Как мы помним, он даже стирал память подлинным прототипам своего героя, чтобы никто не мог усомниться.
В реальной жизни почти то же самое произошло с Карлосом Кастанедой. Однажды притворившись наследником великой магической традиции, он вынужден был играть роль и дальше, до конца дней своих. Как сознаться в обмане, когда у тебя миллионы фанатичных поклонников? Даже если решишься – они тебе не поверят.
Однако намного чаще эту ошибку – смешение автора и персонажа – совершают читатели, зрители и слушатели.
Высоцкий писал берущие за душу стихи о войне, и его считали фронтовиком, хотя в победном сорок пятом ему было всего семь лет. Желязны писал о магах и богах, и его считали посвящённым в тайны магии. Да саму Роулинг до сих пор кое-кто считает ведьмой и оккультисткой, потому что она написала книгу о волшебниках!
А сколько людей ставят себе моральными ориентирами певцов и актёров – просто потому, что те исполняют проникновенные песни и талантливо играют выдающихся героев? Если кумир оказывается преступником, сволочью, циничным подлецом или просто непроходимым дураком – для одних поклонников это становится кризисом всей жизни, а другие продолжают отстаивать его честь несмотря ни на что.
Настоящая тема «Тайной комнаты» – тонкая грань между вымыслом и обманом. Фантазия, создающая воображаемые миры – величайший инструмент разума. Обман же возникает, только когда эти миры, по чьему-то замыслу или по собственной слабости, принимают за действительность и пытаются в них жить.
|
</> |