Реквием по гражданскому обществу

топ 100 блогов anlazz18.04.2020 На самом деле, когда я писал про дискредитацию всех «институтов современности» , то имел в виду не только достаточно очевидные процессы подобного типа. (Вроде уже описанной беспомощности элит при отражении коронавирусной эпидемии.) Но и более глубокие и интересные вещи, связанные с менее явными процессами. Например, в прошлом посте был помянут феномен «международного терроризма», который, судя по всему, оказывается вовсе не тем, чем прикидывается. (Хотя, если честно, то это давно уже «секрет Полишинеля».) Однако нечто подобное можно сказать и про множество иных явлений современности –которые при столкновении с текущей эпидемией легко «сбрасывают маски».

Возьмем, например, текущую ситуацию. В рамках которой практически все развитые страны оказались погружены в состояние карантина или «недокарантина». Т.е., они существуют в ситуации, когда подавляющая часть норм и правил «обычной жизни» оказываются нарушенными, когда множество людей оказались под угрозой лишения средств к своему существованию, а о таких «мелочах», как гражданские права, становится даже вспоминать смешно. Поскольку, по сути, весь «цивилизованный мир» оказался погружен в некое антиутопическое состояние, где каждое элементарное движение гражданина контролируется властями – под предлогом «борьбы с коронавирусом», конечно.

Правда, особого  эффекта от данной борьбы как то не заметно. В отличие от указанного явления ограничения возможностей граждан, которых власти практически  одним легким движением руки – т.е., изданием соответствующих постановлений – буквально «пригвоздили» население к месту. Самое же интересное в это то, что для этого им не пришлось затрачивать даже элементарные усилия. Да, именно так – вопреки всем вариантам «антиутопий», никто не вводил на улицы танки, пехотные соединения и даже внутренние войска. (Т.е., разнообразные «гвардии» - от «Национальной» в Штатах до «Росгвардии» сами понимаете где.) Более того – даже полиция, по большому счету, находится в достаточно «расслабленном» режиме, не сравнимым, скажем, с положением во время каких-нибудь протестов. Поскольку ей даже дубинки расчехлять не приходится – нужно просто ходить и выписывать штрафы.

* * *

Еще раз – сотни миллионов (а с той же Индией – и миллиарды) граждан тихо и мирно приняли отказ от всех гражданских прав. Если вспомнить при этом, как еще совсем недавно «встречались» ими малейшие посягательства на данные вещи – то становится просто смешно. А потом – жутко. (А потом – опять смешно, но об этом будет ниже.) Причем, как уже было сказано, речь идет не об отдельной стране – скажем, России, США, Франции или уже помянутой Индии. А о практически всем «цивилизованном мире», включающем в себя и «государства с развитыми демократическими традициями», и страны со значительным количеством молодого и активного населения – которое, как считается, склонно к бунтам. Перед «ужасом коронавируса» затаились и американские реднеки, обвешанные с ног до головы оружием, и французские «желтые жилеты», что в течение двух лет «ероически сражались с беспределом властей, и пресловутые украинские правосеки, кои дружно надели маски и принялись заниматься самоизоляцией.

В общем, вдруг оказалось, что то, что еще недавно именовалось «гражданским обществом», умерло. Да, именно так: все эти «свободолюбивые борцы за свободу», что еще недавно так яростно перли на полицейские заслоны с криками о «своих гражданских правах», вдруг дружно капитулировали перед санитарно-эпидемиологическими правилами. Очевидно, признав рекомендации ВОЗ гораздо выше всех конституций в мире. (В этом случае особенно забавно выглядят недавние «конституционные срачи» - т.е., споры о внесении изменений в конституцию РФ. Например, в плане «главенства международного права над национальным и наоборот.)

Разумеется, на этом фоне не мог не возникнуть вопрос: как же пресловутый вирус мог убить «гражданское общество»? В том смысле – как он смог сделать то, что ранее не могли сделать ни полицейские заслоны, ни деятельность специальных служб, ни активная пропаганда и иные способы борьбы с инакомыслием? Впрочем, ответ на него есть – хотя и крайне неожиданный. (По крайней мере, для тех, кто находится в рамках современных представлений.) И состоит он в том, что нет нужды убивать то, чего никогда не было. Да, именно так – нынешний коронакризис, по сути, привел к вскрытию того факта, что «гражданское общество» есть чистый симулякр. То есть – исключительная имитация явления, никогда не существовавшего в мире.

В том смысле, что никогда и нигде пресловутые «гражданские активисты» - т.е., ядро любых «гражданских протестов» - не существовали сами по себе, без опоры на ту или иную элитарную группу. Разумеется, а определенном плане это известно уже давно – еще пресловутые «майданы» и «цветные революции» показали, что все эти «разгневанные горожане» и «прогрессивная молодежь»  в действительности выступают лишь инструментом в элитарных разборках. То же самое можно сказать, например, и про «экологических активистов» - кои всегда обладают завидной избирательностью во предметах своих нападок. (В том смысле, что яростно атакуют одни «проекты», полностью игнорируя «другие».) А уж после прошлогоднего «казуса Граты Тунберг» - за которой «уши Сороса» и иных представителей мирового олигархата оказались даже не прикрытыми какой-либо «легендой» – говорить о самостоятельности «экологов» стало просто неприлично.

* * *

Тем не менее, до последнего времени все же тлела мысль о том, что не все так однозначно. И что если даже какие-то элитарные разборки и лежат в основании «гражданского общества», то это не отменяет его социального значения. Например, в том плане, что именно оно не дает властителям окончательно перевести свою диктатуру в состояние «террористической» - с QR кодами на лбу и разрешением на проход по тротуару. Однако последние события не просто развеяли эту иллюзию – они ее разорвали с треском. Продемонстрировав не просто то, что «король-то голый», а то, что никакого короля никогда и не было. А было просто пустое место, которому оказывали небывалые почести.

В том смысле, что без помощи «сильных мира сего» пресловутые «активисты» и их «паства» оказались полными нулями. Неспособными ни на что, за исключением вялого возмущения в сети. И это в самом лучшем случае. Поскольку в худшем эти самые «борцы за свободу» оказались в ряду самых ярых «карантинщиков», требующих ввести еще более «драконовские меры». (Ну, а в самом деле, где еще быть людям, привыкшим продавать свою активность?) А «обычные граждане», лишенные своих «вождей», внезапно поняли полную беспомощность перед любым властным произволом. Которая может сделать с ними все – и никто этому помешать не сможет.

Ну, а как же быть иначе, если до этого все организационные вопросы решали «специально обученные люди»? Которые организовывали «сцену для протеста», привозили туалетные кабинки и питание (вспоминаем пресловутые «майданные печеньки») для страждущих. Да, именно так – современный человек не может протестовать без подвоза печенек! В том смысле, что он даже получить дубинкой под ребра – но только при условии, что его подведут к этим самым полицейским и укажут, что делать.

Причина этого проста: как уже говорилось, современный человек утратил навыки борьбы за свои права. Утратил по вполне уважительной причине – ему это стало ненужным, поскольку под действием «Советской тени» западные государства, в целом, стали гарантировать трудящимся приемлемый образ жизни. Нет, не богатый, конечно – но и не находящийся на уровне элементарного  выживания, как это было раньше. А так как средний человек – в отличие от его отображения в массовой культуре – в общем-то, совершенно не алчен и склонен довольствоваться тем, что имеет – то ему оказалось это достаточным. (Это отдельным личностям надо все и вся, а большая часть людей достаточно только «нормальной сытой жизни».) Поэтому навыки борьбы и оказались отброшены – и исчезли из списка «необходимых навыков» навсегда. Пришедший же им на смену «активизм» - т.е., следование за отдельными элитарными группами, которым для своих задач зачем-то необходимо «участие масс» - стало всего лишь одним из способов «проведения досуга», наподобие волонтерства.

* * *

Именно поэтому сейчас – когда практически все «элитарные группы» оказались в прострации перед наступившей эпидемией и, разумеется, никакой поддержки «активистам» оказывать не могут  – никакой «народной борьбы за гражданские права» не наблюдается. Вот случись «коронавирусная зараза», скажем, только в России, и установи российская власть те же ограничения в связи с ней, что и сейчас, то мы бы давно уже видели массовое «кипение народного гнева». С массовыми выходами активистов на улицы, со столкновениями с полицией и гневными заявлениями Навального и иных «народных трибунов». (Призывающими «брать пример с Европы».) Но когда – не важно, к счастью или к сожалению – подобная беда охватывает весь мир, включая «Пресветлый Валинор-США» и «Благословенный Лондон», данные возмущения оказываются невозможными. Поскольку они в данном случае рискуют переброситься и на «заказчиков» - а значит, это никому не нужно.
Поэтому правозащитники и активисты дружно засунули свои языки в соответствующее место, и выступили с призывами к полной самоизоляции. А обычные люди неожиданно поняли, что они одиноки и ничтожны по сравнению с мощной машиной государственного подавления. И никто не придет им на помощь, если что – Ни Бог, ни царь, и не герой...

Правда, там, в песне есть еще слова, поясняющие: как же надо решать подобную проблему – но это будет уже тема совершенно иного разговора. Тут же, завершая вышесказанное, можно только сказать, что данное раскрытие симулякра «гражданского общества» является неизбежной составляющей более глобального процесса «дискредитации современности». Сиречь – разрушения господствующих представлений, связанных с возможностью обывателя «контролировать ситуацию».
Поскольку оказывается, что в реальности он – никто, и любые его права и гарантии – это мираж, для разрушения которого не нужно даже применять насилие. Достаточно только принять соответствующий указ. И вот это разрушение уверенности в своей «силе» и возможности влиять на государство, в то, что именно он, обыватель  есть «становой хребет нации» - в отличие от разных там нищебродов и люмпенов – значит очень много. Поскольку на самом деле оказывается, что он для властителей – ничем не отличается от последнего бомжа.

P.S. На самом деле тут не обсуждается вопрос о том, нужен ли карантин или нет. Поскольку – как было сказано выше – это, в данном случае, не важно.

P.P.S. Разумеется, все вышесказанное не означает, что после эпидемии «пузырь гражданского общества» не будут надувать вновь. Слишком уж это удобное средство и для властных элитарных групп и для их противников среди той же элиты. Однако прежнего отношения к этому театру, разумеется, уже не будет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. Борис Титов, уполномоченный по правам предпринимателей, предложил изменить пенсионную систему в России. Насколько я понимаю суть его предложения, идея в том, чтобы платить гражданам пенсию из бюджета, а не из их собственных накоплений. В результате, надо полагать, будут снижены ...
17.01.2024 Депутат Государственной Думы России Евгений Федоров заявил, что Россия распадется через 50 лет, если в стране сохранятся национальные элиты и существующее государственное устройство. ...
Оригинал взят у mgsupgs в Красные кхмеры... Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в ...
Однажды с первыми лучами солнца один уважаемый и интеллигентный сановник решил позаниматься гимнастикой. Он надел лучший спортивный костюм из тончайшего шелка с тремя белоснежными полосками по бокам, набул удобную обувь, взял легчайшие трекинговые палки с победтовыми наконечниками, сверх к ...
...