Режиссёры советского и российского кино. Вадим Абдрашитов
uctopuockon_pyc — 04.09.2024Решил я серию о советских актёрах закончить. Как есть.
Во-первых, при ближайшем рассмотрении при всех заслугах артистов
что-то в их чисто человеческом образе (какая-то нецельность
характера; отсутствие реальной мудрости, присущей их экранным
образам) не позволили мне их ввести в "мой" пантеон.
Во-вторых, многие из прекрасных артистов ещё живы (и слава богу,
долгих лет им жизни), то есть практически они являются российскими
деятелями кино...
То есть я неправильно сформулировал тему. Пока закончу потом
переформулирую.
Но тема-то нашего кино мне интересна, поэтому продолжу в другом
ракурсе. А ракурс практически определился сам собой — любимые мной
актёры очень часто пересекаются по одним и тем же фильмам, и
заслуги фильма таким образом — не только в игре актёров, но и в
режиссерах. Хочу вспомнить.
Вадим Юсупович Абдрашитов (19 января 1945, Харьков, Украинская ССР, СССР — 12 февраля 2023) — советский и российский кинорежиссёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992).
Также вспомню фильмы, которые смотрел и которые понравились или запомнились.
«Охота на лис» — фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе, вышедший на экраны в 1980 году.
Рабочий завода Виктор Белов избит в парке двумя подростками. Один из них осуждён на два года исправительной колонии усиленного режима, другой также получает два года, но условного срока. Белов по-прежнему работает на заводе. Занимается спортивными состязаниями — «охотой на лис». Однако Белов сомневается в справедливости приговоров. Он начинает ездить в колонию к осуждённому, безуспешно пытаясь «достучаться» до него, хотя в итоге и добивается его досрочного освобождения.
«Остановился поезд» — советский художественный фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе. Производственная драма. Последняя роль в кино Анатолия Солоницына.
Ночью навстречу пассажирскому поезду движется под уклон сцепка
из шести грузовых платформ. Она выкатилась на главный путь с
ближайшей станции. Машинист в последний момент замечает опасность,
кричит помощнику «Прыгай!», даёт экстренное торможение и погибает,
приняв удар на себя.
В город, близ которого произошло столкновение, приезжает
следователь областной прокуратуры Ермаков. Он устраивается в
гостинице и обнаруживает, что соседнюю кровать в одном с ним номере
занял журналист, ехавший в том поезде. Следователь довольно быстро
выясняет причину происшествия: сцепщик на станции положил под
колёса отцепа платформ не два тормозных башмака, как положено по
инструкции, а только один, как всегда и делалось в депо. Однако на
допросе сцепщик показывает, что действовал строго по инструкции.
Когда он узнаёт, что его ложь изобличена, с ним случается удар, от
которого он умирает. Вслед за тем выясняется, что скоростемер на
электровозе был неисправен и показывал скорость ниже реальной на 20
км/ч. Следователь направляется в локомотивное депо, где
организована гражданская панихида по машинисту, и обличает
начальника депо в подписании фиктивного акта и выпуске на линию
неисправного локомотива. Начальник депо заявляет, что если он всё
будет делать по инструкции, то попросту остановит движение поездов,
особенно в летний период. Более того, выясняется, что отец
погибшего машиниста, тоже машинист, в свое время сам погиб при
похожих обстоятельствах.
С выходом статьи «Подвиг машиниста» весь город ополчается против
следователя. При этом следователя упрекают в том, что он свёл в
могилу сцепщика. На следователя оказывают давление местное
административное и партийное начальство, руководители предприятий.
Из мести ему неизвестные травят бездомного пса, которого он
подкармливал, живя в гостинице. Следователь ссорится со своим новым
знакомым журналистом, который написал хвалебную статью про подвиг
машиниста. Фильм заканчивается церемонией открытия закладки
памятника героям-машинистам, на которой присутствует большинство
жителей города и спасённые пассажиры поезда.
«Парад планет» («Почти фантастическая история») — советский художественный фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе.
События фильма происходят в СССР в 1984 году. Шестеро
сорокалетних мужчин оторваны от обычной жизни призывом на военные
сборы резервистов, последним в их жизни. Они представляют срез
социума СССР того времени: учёный-астроном, мясник из магазина,
рабочий завода, грузчик, архитектор, водитель троллейбуса
(избранный народным депутатом). Некоторые из них знакомы по
предыдущим «партизанским» сборам и дружат между собой, но, по
собственному признанию, в гражданской жизни встречаются очень
редко, чему виной рутинная работа, поглощающий свободное время быт
и, в общем-то, разные жизненные интересы и ценности. Во время
войсковых учений их артиллерийская батарея, успешно выполнив
задачу, оказалась «уничтожена» противником, и герои по приказу
командования как бы умирают. Таким образом, до конца сборов у них
остаётся в запасе ещё несколько дней. Пропустив на станции поезд до
города, герои, став «духами с того света», решают всё-таки доиграть
«в войнушку», добраться до деревни Гуськово — их конечного пункта
войсковых учений — и провести время на природе, вдали от
цивилизации.
Покинув учебное поле боя, мужчины начинают трансцендентальное
путешествие. Сначала они попадают в город, населённый одними
красивыми одинокими женщинами. Уплыв через реку от этого соблазна,
отряд проводит ночь на острове и, прихватив с собой туриста Химика,
оказывается в Доме престарелых, где по ошибке завхоза их принимают
за бригаду ремонтников из ремстройконторы.
В Доме престарелых слабоумная старушка принимает Германа Костина
(героя Олега Борисова) за пропавшего в войну своего сына Федю.
Волею сложившихся обстоятельств Герман-Федя был вынужден в течение
нескольких часов «играть» эту роль, во время которой сам для себя
подытоживает не очень приятные вехи своей жизни. Поздним вечером
семёрка путешественников со всеми престарелыми обитателями пытается
«наблюдать» загадочный парад планет.
Заночевав в открытом поле возле деревни Гуськово, пропутешествовав
пешком весь путь до города, «команда» мужчин расстаётся, понимая,
что больше «мужских игр» — войсковых сборов и учений — не будет,
что поставлена последняя точка в уходящей молодости, и, скорее
всего, они больше не встретятся. Как планеты с разными орбитами,
они лишь на какой-то миг встретились и выстроились в «парад
планет», чтобы разлететься уже навсегда.
«Слуга» — двухсерийный художественный фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе, снятый в 1988 году на киностудии «Мосфильм». В 1991 году награждён Государственной премией СССР.
Сюжет развивается в двух временных планах, с многочисленными
флешбэками. В дом к известному провинциальному руководителю хора,
«без двух минут заслуженному артисту» Павлу Клюеву, приходит Андрей
Андреевич Гудионов, пожилой человек, который когда-то устроил
судьбу Клюева.
Много лет назад Клюев, бывший десантник, недавно
демобилизовавшийся, устроился работать личным водителем к
Гудионову, высокопоставленному чиновнику, начальнику областного
масштаба. Подчинённый преданно служит своему господину, терпя его
весьма странный характер. Проходят годы, и хозяин
облагодетельствует водителя, подарив ему дом, жену Марию и даже
назначив дирижёром хора. Затем Гудионов получает повышение по
службе, и его переводят в центр.
Спустя много лет Клюев, у которого есть уже взрослый сын и
маленький внук, встретившись с бывшим начальником (который, как
кажется, почти не постарел), остаётся верным ему и готов выполнить
любой приказ. Гудионов намекает Клюеву, что его давнишний враг
Брызгин по-прежнему жив и доставляет ему проблемы. Когда-то на
Брызгина уже было совершено покушение, он попал в автомобильную
аварию из-за того, что дорогу ему преградил «КАМАЗ» (по всей
видимости, за рулём грузовика тогда находился Клюев). Сейчас же
Брызгин находится в санатории. Клюев забирает его оттуда и везёт к
своему бывшему хозяину. Однако по дороге Брызгин умирает, и
Гудионов, плача о погибшем враге, говорит Клюеву, что тот снова
перестарался.
Вернувшись в город и выйдя на сцену, Клюев начинает дирижировать
хором, замечая, что с разных сторон в зал входят люди в штатском,
явно пришедшие за ним.
«Время танцора» — российский кинофильм 1997 года, снятый Вадимом Абдрашитовым по сценарию Александра Миндадзе и ставший их десятым совместным фильмом. В фильме состоялся дебют в кино Чулпан Хаматовой, тогда ещё студентки ГИТИСа; свои первые большие роли в кино сыграли Андрей Егоров и Юрий Степанов.
Действие происходит в одной из бывших «горячих точек» на
постсоветском пространстве, где ещё недавно шла война. Трое друзей
из уральского города Качканара, офицеры-казаки, воевали здесь и
остались жить в городке на берегу моря. Валера занялся
куплей-продажей домов, сам он живёт в большом доме, где остались
нетронутыми вещи бывших хозяев. К нему приезжает семья — жена
Лариса с двумя детьми и отцом. Она подозревает, что у Валеры есть
любовница, и это действительно так — он встречается с Катей, бывшей
медсестрой. В Катю же влюблён Андрейка, артист казачьего ансамбля,
всё время разъезжающий на коне и в казачьей форме. Однажды,
провожая её домой на коне, он узнаёт, что в начале войны друга Кати
убили двое мужчин, у которых были пистолеты с глушителем.
Оказывается, сам Андрей тогда был рядом с домом и видел этих мужчин
выходящими их дома. Третий товарищ «Фидель» одинок, но
симпатизирует врачу Ольге Павловне. Он часто приходит к ней на
осмотр, жалуясь на здоровье; он рассказывает ей, что не помнит
ничего из довоенной жизни, когда работал в шахте, однако помнит
каждую минуту войны. Во время одного из таких визитов
сопровождающий Фиделя Андрей, отойдя к вокзалу, замечает в окне
поезда одного из убийц Катиного друга. Он разговаривает с ним и
угрожает ему «пугачом», при этом когда собеседник тоже достаёт
пистолет, подоспевший Фидель застреливает его.
Андрейка предлагает Кате выйти за него замуж, но замечает её рядом
с пляжем в компании Валеры и понимает, что связь между ними не
прекратилась. Он уезжает, а возвращается с местной
женщиной-горянкой Тамарой. Андрей не знает, что Тамара специально
подстроила их знакомство, потому что до войны её семья жила в том
самом доме, где теперь живут Фидель с Ольгой Павловной и Андрей. Во
время войны муж Тамары оставил её с ребёнком и стал бойцом
сопротивления, а их ребёнок погиб, когда Тамара решила уйти с ним
через горный перевал. Позже в доме появляется бывший муж Тамары
Темур. Он говорит, что вернулся тогда за Тамарой и ребёнком, но у
самого дома его ранили, а затем его выходил товарищ, которого
недавно убили в поезде. Теперь Темур собирается уйти через горы за
границу. Темур хочет через окно застрелить спящего Андрея, но
Тамара накрывает его своим телом.
Следующей ночью Фидель, услышав лай собаки, сталкивается во дворе с
крадущимся Темуром, который снова пытается убить Андрея в качестве
мести за смерть Саида. Фидель с Андреем допрашивают Темура, но
затем Андрей отпускает его. Тамара уходит из дома. Утром Андрей
обнаруживает убитого Фиделя, который лёг на его кровати. Он
понимает, что Темур приходил снова, но, поскольку потерял очки, по
ошибке застрелил Фиделя. Почти ослепшего Темура арестовывают
спецслужбы.
Проходят годы. Андрей работает танцором в ресторане Валеры, который
называется «У Фиделя». В один из дней туда приходит Катя, которая
просит Андрея снова увезти её на коне, как когда-то. Они уезжают
вместе вдоль кромки моря.
|
</> |