Реформа патриарха Кирилла
diak_kuraev — 23.12.2021
Из вчерашнего доклада патриарха на епсобрании:"Этим преобразованием (разделом крутицкой епархии) завершилась реформа церковного управления на территории России. До сегодняшнего дня я избегал или максимально ограничивал употребление слова «реформа» применительно к церковной жизни, памятуя о том, что появление церковных расколов в нашей Церкви всегда было связано с некими реформаторскими деяниями. Но совершенно очевидно, что предпринятые преобразования, о которых идет речь, лишены протестного потенциала, потому что имеют обоснование в истории Православия и несомненно воспринимаются как благо всеми, кого касаются".
А это - из моей книги "Парадоксы церковного права":
У нас с патриархом Кириллом есть общая мечта — видеть церковь свободной.
Но у нас разное понимание того, как идти к этой цели. Есть два пути.
Первый: так влюбить в нашу веру прихожан, чтобы они нужды прихода понимали как свои кровные нужды и содержали его. Это церковь свободных людей, которые свободно решают, на что они тратят свой досуг и свои деньги. Это путь делегирования прав и ответственности приходским общинам.
Второй путь: вбить вертикаль власти в церковное тело, обеспечив выкачивание средств с приходов и епархий в центральный и бесконтрольный бюджет. Взамен — превращение всех церковных структур сверху донизу в ретранслятор позиции одного человека, который и будет считать себя свободным властелином. Патриарх Кирилл избрал второй вариант.
Очень ярко это проявилось в «административной реформе», которую он начал в 2011 году. Речь идет о дроблении епархий .
Причем — тайном. Раз за разом синод принимал решения об этом и не пояснял, что это не частная реорганизация огромных сибирских епархий, и всеобщая реформа. Обсуждения этого плана на архиерейском соборе не было. Никаких объяснений тоже.
Пока я не стал громко говорить о том, что это не просто случайности.
«Опыт Украины показал, что качество епископата от численного умножения лучше не становится. Владыка одной трети области все равно считает, что качество (и дороговизна) его жизни и позолоченность его облачений не должны уступать митрополичьим.
Нынешнее дробление епархий, не решив проблемы нравственно-аскетического порядка, породит ряд сложностей в самой церковной жизни.
Наконец, мне совершенно очевидно, что епископы против возможного дробления их епархий. Но никто ведь не пискнул. И даже на Архиерейском соборе это вопрос не вызвал обсуждений. Такое молчание при наличии отрицательного консенсуса епископов означает, что с культурой диалога и объяснения в нашей Церкви все еще очень сложно. Я заранее готов признать, что мое мнение об этом проекте некомпетентно. Дробящая реформа только началась. А дуракам, как известно, наполовину сделанную работу не показывают. Кроме того, я понимаю, что люди, гораздо лучше меня понимающие особенности епархиального управления, инициировали эту реформу. Не понимаю я только одного: почему внятно не было сказано ни о начале реформы, ни о ее смысле, пределах и целях» http://www.pravmir.ru/trudnye-voprosy-razukrupneniya-eparxij/.
Тогда же впервые министр церковной пропаганды Легойда вступил в полемику со мной (хотя еще и не называя моего имени).
«10 августа 2011 г. Решения Священного Синода о разукрупнении ряда епархий Русской Православной Церкви прокомментировал председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата В. Р. Легойда.
“Почему Патриарх Кирилл не объявляет открыто о начале крупной реформы — разделении епархий? Почему не говорит внятно о ее смысле и целях?” — такие вопросы зазвучали в эти дни на фоне последних церковных новостей.
Такая риторика в свою очередь вызывает недоумение уже у меня. Я бы очень аккуратно использовал слово “реформа” применительно к решениям о разделении отдельных епархий. Дробление происходит медленно, осмотрительно и, как видно, точечно. На данный момент ни о каком “умалчивании” в отношении разделения епархий со стороны Священноначалия говорить невозможно. Людям, которые следят за выступлениями Святейшего Патриарха и внимательно читают решения Синода, все происходящее — ясно» http://www.patriarchia.ru/db/text/1595529.html.
Каноны запрещают изменения границ епархии без согласия ее епископа. Но патриарху Кириллу каноны не указ. «До заседания Священного Синода я не знал, что епархия будет разделяться, — добавил архиепископ Викентий. — Узнал об этом из решения Священного Синода и был удивлен. Думал, что со мной проконсультируются, ведь я хорошо знаю ситуацию в епархии и мог бы высказать свои соображения по поводу ее разделения. Но узнал уже о принятом решении» .
Позже епископам патриархия просто ставила ультиматум: или пишешь прошение о разделе, или мы тебя отправляем в отставку (такой оказалась судьба Вологодского архиепископа Максимилиана)".
***
Но раз сам патриарх подвел черту под своей реформой, то и мы можем подытожить. Много перемен ожидалось от митрополита Кирилла. "А он чижика съел". Просто сделал рычаги власти более удобными для себя самого.
***
Свет в окошке:

|
|
</> |
Чем отличается карта рассрочки от дебетовой
Мамдани победил на выборах мэра Нью-Йорка
Насколько один из супругов может быть моложе/старше другого?
1925. Уходящая натура. Село Никольское на снимках Александра Антоновича
Гениальные творческие невротики
Это что - всерьёз?..
Войска НАТО УЖЕ «Войска НАТО уже переброшены»
Поддельная роскошь
Вива ла Революсьон!

