Ре-Пе-Тэ

топ 100 блогов likushin17.04.2024 На три ноты. С нелепой стороны. С языковой. Она ведь без костей.
Николай Гумилёв:
Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

***                                                                                                        
Расхожее: вера, надежда, любовь. База для любой проповеди и молитвы, что клерикальной, что светской. Связующее крайности.
Формула. Что, если её оглаголить, привести в действие? Через извечный русский вопрос: что делать?
Исполняю: любить и верить. Надеяться.
Первые два, в разных «формах», составляют «символ веры» Четвероевангелия. Они там вовсю существуют (как существительные) и действуют (как глаголы).
Первые два – инфинитивы: любить и верить.
Любить можно сделать возвратным (любиться), а вот верить… По-моему, никак. Вроде как веру на себя любимого не обернёшь. Вера всегда направлена прочь от себя. В Небо.
А вот с надеждой как-то иначе. Вообще – иначе.
Надеяться – и инфинитив, то есть начальная форма, и возвратность из него на постфиксе -ся* выпирает углом обоваленным.
Надежда встречается только в «Апостольском корпусе» Нового Завета. В Евангелиях её нет.
А где же именно, у апостолов, есть?                                                                                                                                                                                                                                                
Апостол Павел называет Христа «Богом надежды» (Рим. 15, 13):
«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою».
В других местах я не нашёл.
«Бог надежды». «Обогатились надеждою».
Всё. Всё на себя. Возвратность во весь рост. Во всех смыслах.
Но иные Павла и апостолом-то «с натяжкой» признают: не был он, дескать, в «деле», Богочеловека живьём не застал. И скорого пришествия поджидал с нетерпением – на-де-ял-ся. Но ведь и «настоящие» апостолы того же ожидали? А надежда у них куда делась? Из текстов? А тут, в Павле – дважды не в ногу.
***
Но с этим – ладно, а и вряд ли дурак в своём глаголании не солгал. Умные придут – поправят. Вопрос: надеждой на что живёт русский? Не на справедливость ли, которой, искомой, чаемой, всё нет да нет, а та, что в наличии, несправедлива. И не на себя ли, обиженного, обойдённого, униженного и оскорблённого (в лучших чувствах) справедливость, прежде всего, обращена, будто она глагольна как возвратна? А может, тут и впрямь сшибка древнейшего, пожалуй, из симулякров как «поверхностного описания идеального», с самим Идеальным?
Любопытно ведь – как это в русском языке плетётся верёвочка, ниточка вьётся…
Или не вьётся… Или развивается…
***
А вот – во что верует, как любит и на что надеется философ Дугин (это он о своём): «Консервативный проект это нащупывание точки концентрации бытия в будущем [вераО.Л.] и ориентация социальных, культурных и политических энергий к этой точке. Причем для консерватора эта точка не является условностью или произвольной фантазией. Она для него абсолютна реальна уже здесь и сейчас. Консерватор не играет в вероятности, он знает, что делает, и знает что будет.
Смысл консервативного проекта в том, что он обеспечен самим бытием, самой философией (консервативной философией), ставящей бытие выше времени [надеждаО.Л.]. Консерватор не только ожидает будущего, он его строит, он его осуществляет, он его приводит к наличию на основании своего повышенного внимания к бытию.
Это повышенное внимание к бытию может проявляться в любви к прошлому как к бывшему. [любовьО.Л.] В этом случае прошлое воспринимается как здесь наличествующее, предельно актуальное, не только косвенно затрагивающее действительность, но составляющее его суть, делающее его тем, что есть. В прошлом консерватор видит вечное, и только поэтому оно для него выступает как норматив для настоящего и будущего. Это вечное прошлое, которое длится здесь и сейчас».
***
Замечу: полуанекдотическое «учение Маркса всесильно, потому что оно верно»** (Ленин) обеспечивает «всесильность» надежды г-на Дугина («смысл проекта в том, что он обеспечен… самой философией», т.е. «проектом»). Схема, хоть и погоревшая, угольковая до чортиков, но та же. В перелицовке. Почти не узнать. Как полковника Исаева в мундире штандартенфюрера Штирлица.
Алекс – Центру: по местам стоять, с якоря не сниматься.
Но как зашифровано! По-иезуитски. Не всякое гестапо разберёт.
***
Нотабень: Справедливости, как и второго Пришествия, всё как бы нет. Атеист посмеивается: его, дескать, и не будет.
Как справедливости?
В ответ атеист берёт гитару, тихим голосом поёт. Замерев, слушаю:
… как верит солдат убитый, что он проживает в раю…
Окуджава. Молитва. Когда в первый раз услышал, мысль забилась, сердчишко ёкнуло. Душевная песенка. О душе или о мечте-сказке?
И ведь всё просто. Просто так, как у Ре-Пе-Тэ sol_ko в книжке.


* Справка из учебника русского языка: Признак возвратности глагола — постфикс -ся или -сь. Если в конце слова есть такой постфикс, то этот глагол называется возвратным: обидеться, одеться, двигаться. Другие глаголы считаются невозвратными: обижать, одевать, двигать.
** «Три источника и три составные части марксизма», 1913 год.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
16.04.2024 2Х2
14.04.2024 ЗАреЗАЛ
14.04.2024 ГРОБоКОП
13.04.2024 возДУХ
11.04.2024 Справка
10.04.2024 стыРЕНО​*
10.04.2024 БИоGRAFFiTi
10.04.2024 оД-До
06.04.2024 тоЛИКИ
Архив записей в блогах:
Фотографии за последние две недели лета. 18 августа застали на даче дикую погодную аномалию, у нас всё лето — аномалия вообще-то, очень жаркое получилось, а тут полил сильнейший ливень и запрыгали ледяные градины и такие крупные! В результате сломалась старая слива, она и так уже стояла ...
На буднях на этой неделе я вел довольно активную культурную жизнь. В среду я посетил kGallery, где открылась новая выставка. Посвящена она творчеству Василия Калужнина. Этот художник, когда то учившийся у Л. Пастернака и во ВХУТЕМАСЕ был практически вычеркнут из искусства после того, ...
...
30 июля на фестивале "Лето. Мороженое. ВДНХ" был установлен мировой рекорд "Самый большой десерт из мороженого". Его вес составил 100 килограммов. В основу десерта лег ...
Иероним Босх, XV век, картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» 7 пороков "доброго старого мира" как зародыш "дивного нового мира" - это не провокация и не шутка. И первый ничуть не лучше второго, вот только мы упорно не хотим этого признать. Давайте я вам докажу, что ...