ЗАреЗАЛ

Итак:
«Однажды игумена монастыря спросили:
- Авва, скажи, кто у нас в монастыре самый смиренный?
На что игумен указал на монаха, которого считали самым сварливым. Братья, удивившись, возразила:
- Но он же все время ворчит, и ты говоришь, что он самый смиренный?
Игумен пояснил:
- Да, именно так. Если бы вы знали, что он изо всех сил, терпя брань от бесов и сдерживая себя, до сих пор никого из вас не зарезал, то тоже бы считали его таким».
(

Хорошо-то как – «до сих пор не зарезал»!
***
У психаложников в ходу конструктик имеется – ассертивность. Навык уверенности в себе любимом.
То есть я сам себе царь, ничто меня не смутит, а если смутит, так и не дрогну. Можете хвалить меня дурака, может поливать помоями алмазную мою личность – мне похер. А и вообще – есть вы или нет – дело десятое.
Изобрёл эту формулу, вернее – название к ней, американец Мануэль Смит, ровесник новых левых бунтарей ради бунта, монстров-рокеров, модов, детей-цветов и всей славной этой армии того ещё поколения, изумлённого наростом социал-довольства и вседозволенной «демократии».
***
Цитирую: «Агрессор руководствуется принципом “ты мне должен, потому что я сильнее”, жертва – “ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать”. В отличие от этих двух распространённых типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: “я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнёры”».
Прибавлю (кое-кто должен себя узнать) – со слабыми нужно делиться, но «ювелирно» как осторожно-аккуратно, чтобы… чтобы «нас не задавили». А вообще-то, ноги, вероятнее всего, растут из анархо-синдикализма, с «партнёрством» равностоящих на социальной лестнице и природным вневластием человека «вообще» как творческой, волящей единицы (см., например, Жорж Сорель, исследователь мифов и мифотворец в своём роде, известный в числе прочего как «дядя честных правил» италианского фашизма).
***
Был-есть знаменитый о свою пору немец, философ из матрицы Франкфуртской школы – Герберт Маркузе. В «революсьонные» 60-е Европа жила под знаменем Трёх «М» (не путать с нашим бухгалтером-пирамидостроевцем Мавроди): Маркс-Мао-Маркузе. Так вот, в числе многого прочего, Маркузе научал, что общество-социум возможно переделать-перестроить, причём – на основе «новой рациональности». Которая и даст наконец, человеку «новую и окончательную» свободу от всего угнетающего, прежде всего от культурно-морально-нравственных, «порабощающих» традиций. «Третий путь к справедливости!» - возглашал Маркузе, и ему внимали миллионы. «Тотальная революция» изнутри, изменением сознания, а не экономического и политического укладов, где всякий раз делят и делятся, а никак ровно, по конечному равенству, поделить не могут: «не так сели», но – «да вы, друзья, как ни садитесь, а всё в пророки не годитесь».
Вот, сколько могу судить, в основе «третьего тупика» и лежала-стояла ассертивность «агента» Смита. Или «третий тупик» стал основанием ассертивности.
От перемены мест слагаемых…
***
Сатана, у Достоевского, вспоминая формулу, изобретённую Иваном Карамазовым (так изобретают велосипед): «Где стану я, там первое место». У христиан – человекобожество, сатанизм. У адептов «Матрицы» – тысячеликий, об одно лицо, агент Смит.
Экклезиаст смеётся в бороду: всё было, и даже то, чего не было, а таки приснилось нашим мудрецам.
Вынесу – в третий раз на неделе – из барона Андрея фон Розена: «надобно, чтобы уединение или заточение зависели от меня, чтобы я сам мог себе назначить время и срок».
Кто таков этот Розен? Да никто: немец, поручик, разжалованный в рядовые, герой Декабря «второго ряда», но осуждён «всего лишь» по пятому разряду, а в 1856-м амнистирован полностью. Приметы Розена: «рост 2 аршина 9 вершков, лицо белое, чистое, продолговатое, глаза голубые, нос длинный, волосы на голове и бровях светлорусые». Ни дать ни взять… кто? Не скажу. Его бы изыскать – хоть чучелом, хоть тушкой – для постановки на пьедестал Третьего тупика, а никто не ищет, не помнит, не знает. «Бедный Карл!»
***
Цитирую (напоследок): «Ассертивность – навык уверенности в себе. Умение самостоятельно регулировать свое поведение и за него отвечать вне зависимости от оценок и влияния других людей». Вот, стою я, сам в себе и по себе, в дуду дую, - дурак с пустейшей черепушкой Йорика вместо головы.
Отец игумен, ваш выход!
Игумен:
- Да, именно так. Если бы вы знали, что он изо всех сил, терпя брань от бесов и сдерживая себя, до сих пор никого из вас не зарезал, то тоже бы считали его самым смиренным из людей…
А иные говорят – «грациозно и легко»…
|
</> |