Размышляя над непрочитанным
waspono — 08.02.2022Халид А. Создание Узбекистана: нация, империя и революция в раннесоветский период. Перевод с английского К. Тверьянович, А. Рудаковой. СПб.: Academic Studies Press /Библиороссика, 2022. — 623 с.
Революция 1917 года принесла Средней Азии не просто важные изменения в укладе жизни — она позволила местной интеллигенции ощутить себя голосом народа. Узбекистан прошел через тяжелейшие испытания, войну и голод и получил полностью переформатированное общество с новыми представлениями о власти, политике и культуре. В книге «Создание Узбекистана» Адиб Халид рассматривает непростые взаимоотношения узбекской интеллигенции, местных большевиков и Москвы и приходит к неожиданным выводам. Для автора новое узбекское общество — результат не просто Октября, но и реализации национального проекта, возникшего задолго до 1917 года. А узбекская культурная революция оказывается не только — и не в первую очередь — социалистической, но и мусульманской.
В оригинале книга вышла в 2015 году, по-английски.
Была тогда же и толковая рецензия специалиста (читал не без сожаления: по-русски то всё не успеваешь, а тут на языке).
Вот, наконец, перевод :) .
Чтение обещает быть интересным:
Советизация Средней Азии на рубеже 1910–1920-х годов быстро приобрела формы антиколониальной борьбы местного населения против «переселенцев» из европейской части России, национальные различия возобладали над классовыми, а «угнетенное население Востока» было провозглашено «авангардом мировой революции». Так считает американский историк Адиб Халид, автор книги «Создание Узбекистана», фрагмент которой можно прочитать на «Горьком».
[…]
Принудительное включение мусульман в состав органов революционной власти встретило ожесточенное сопротивление туркестанских коммунистов-европейцев. Поэтому Кобозев добился учреждения в марте 1919 года Центрального бюро мусульманских коммунистических организаций Туркестана (Мусбюро), в задачи которого входили пропаганда идей советской власти среди коренного населения и создание местных партийных организаций. Мусбюро сформировало сеть организаций по всему Туркестану, занималось вербовкой местных мусульман и с мая 1919 по январь 1920 года провело три конференции. Оно получило право напрямую связываться с Москвой, в его распоряжение была передана газета «Иштирокиюн». Мусбюро сделалось главной опорой Кобозева в борьбе с местными русскими лидерами и, что еще важнее для нашего исследования, организационной основой для утверждения главенства мусульман в новых государственных органах.
https://gorky.media/fragments/musulmanskij-natsional-kommunizm-ugnetennogo-vostoka/
Воля ваша, уважаемый читатель, а ведь это не только про Узбекистан :) .
Я уж и раньше приходил к мысли, что столичное советское правительство, представлявшее пролетариат центрально-русских губерний, в национальных окраинах часто не могло найти н и к а к о г о пролетариата вовсе. А лояльность новой власти обеспечивать было надо - в союз приходилось вступать с НЕпролетарскими слоями населения. Прежде всего с той самой «национальной» (часто ещё в отсутствие полноценной нации:) , она вырастет [не в последнюю очередь благодаря “особенностям” ( :) ) бюджетной политики Союза ССР] позже, по итогам советского периода) интеллигенцией. Ещё раз: не только на восточных окраинах империи, но на любых.
Должно было это сказаться на результатах такого союза?
Всенепременно!
Так ведь и сказалось …
В горбачёвщину (не к ночи будь помянута!).
|
</> |