Размышлизмы о мастерстве

Когда твои силы уходят на выживание, не будешь тратить их на то, что выживанию не способствует. Большинство навыков люди усваивали именно так: в процессе их активного использования, чтобы не сдохнуть.
Потом начали уже целенаправленно учиться. Но тоже тому, что способно пригодиться в жизни. Принцип простой – оно должно помогать, на выбор:
– немного лучше предсказывать поведение мира;
– немного эффективнее влиять на мир;
– немного лучше сопротивляться влиянию мира.
В общем,умение ценно, если оно дает знания либо силу. Лучше всего – и то, и другое сразу. Это общий принцип жизни: если у тебя есть излишек ресурсов, вложи его в то, что принесет тебе со временем больше.
Человек – существо деятельное и любопытное. Это тоже сильно способствовало нашему выживанию в свое время. Нам хочется все немедленно проверить. Научился чему-то – примени на деле. Иначе непонятно, зачем ты тратил время и силы на освоение всего этого добра. А пока ты не проверил себя в деле – откуда тебе знать, что ты вообще чему-то научился?
Знания это тоже касается. Узнавать что-то чисто из любопытства – приятно. Но настоящее знание – то, которое меняет тебя. Узнав это, ты уже не сможешь жить как раньше, а будешь учитывать то, что тебе открылось. Даже если это, например, просто сведения о том, где водится самая жирная дичь.
Кое-кому мало и этого. Им хочется проверять себя в экстремальном режиме, на пределе возможностей. «Пора узнать, что я могу» – пела королева Эльза в известном мультфильме. В конце концов, как гласит второй закон Кларка, есть только один способ обнаружить границы возможного – перешагнуть через них.
Ученому нельзя без такой склонности. В идеале он должен подвергать каждую свою идею все более и более суровым испытаниям. Выдержала – значит, близка к истине. Не выдержала – нужно искать другую, которая сможет устоять и перед этим.
Есть и другая сторона, более философская, что ли. Способность влиять на мир и сопротивляться влиянию – определение реальности. Что способно – то и реально. Значит, обучаясь чему-то, что дает тебе силу, ты становишься более настоящим. Без таких умений тебя попросту нет.
Но это же и определение божественности. Бог предельно реален: Он может влиять на все, а на Него ничто не может подействовать. Значит, мастерство можно назвать путем к Богу.
Кто-то даже высказал предположение, что Бог потому и сотворил мир, что хотел проверить Свое всемогущество. А человека создал, чтобы испытать Себя на пределе: сможет ли Он сделать второго Бога, подобного Себе?
Я не верю в Бога, отдельного от мира. Но саму идею понимаю очень хорошо.
А мы живем в благополучное время в благополучном месте. Нам нужно думать не о том, как выжить, а о том, как сделать свою жизнь более приятной и разнообразной.
Мы уже можем себе позволить что-то узнавать не для того, чтобы применить знания в деле, а чтобы гордиться, что мы это знаем. Особенно если нас таких немного, а большинство заблуждается.
Сейчас уже полно таких мемов, которые обязан озвучивать любой уважающий себя интеллектуал. «Помидор – ягода». «Франкенштейн – не монстр, а его создатель». Вы сами можете вспомнить десятка два примеров. Некоторые из них сами, в свою очередь, являются заблуждениями, но кого это волнует? Никто же не полезет проверять, а на жизни интеллектуала и его собеседников ни знание, ни его отсутствие никак не сказываются.
Умения тоже могут служить поднятию самооценки – и чаще всего служат. Особенно если имеют отношение к «духовности». Заметьте, как поменялось значение слова: раньше духовным считалось то, что делает тебя настоящим, а теперь – то, что доставляет приятное чувство причастности к чему-то нездешнему, не для всех.
Но тут возникает сложность. Умение не сможет поднимать тебе самооценку, если ты не в состоянии его продемонстрировать восхищенной публике. Но, с другой стороны, подвергать себя испытаниям тоже не хочется – а вдруг не получится? Тогда будет печально, и самооценка, наоборот, пострадает.
Поэтому современные «мастера» часто делают так. Они находят условия, в которых у них все получается, и никогда в жизни по собственной воле их не покидают.
Под это дело они даже создали интересную идеологию. Согласно ей, желание применять знания на практике – признак невежества и непросвещенности. Тот, кто так делает, идет на поводу у окружающих – ведь это они требуют от него продемонстрировать умение. Настоящий мастер никому ничем не обязан, и показывает свои умения только тем, кто уже готов восхититься ими и ни за что не станет критиковать мастера.
Это чума нашего времени, и ее симптомы повсюду. Наверное, поэтому так много сект развелось. Все они дают адептам какие-то знания и умения – по большей части неприменимые и бесполезные за пределами секты. Они не выдерживают ни малейшего соприкосновения с реальностью, но адептам это и не нужно. Ведь не требуют же игроки, чтобы магия и боевые искусства из игр работали в реальной жизни? Главное, что их можно использовать в виртуальном мирке, получая удовлетворение и повышая самооценку.
Слоган начала двадцать первого века – «Выйди из зоны комфорта». Ирония в том, что те, кто его произносит, обычно пытаются загнать вас из вашей зоны комфорта в свою собственную, откуда они не выходят и выходить не собираются.
|
</> |