Размышления об обмене пленными
gull_25 — 05.01.2024Новость о том, что 248 наших бойцов вернулись из украинского плена была одной из самых радостных в эти новогодние дни. «При этом 75 российских военнослужащих возвращены без обмена», — написала омбудсмен Москалькова в своем телеграмм-канале. 75 российских военных якобы «обменяли» на пять членов бригады «Азов» (признан террористической организацией и запрещен в России). Их тогда вывез Абрамович под гарантию, что до конца СВО они не попадут на территорию Украины. Но каков Абрамович — таковы и его «гарантии».
И все же получить дополнительно 75 наших бойцов за переданных еще в 2022 году пятерых азовцев — хороший результат. Это был 49 обмен пленными с начала СВО. Говорят, что в нынешних переговорах участвовали ОАЭ. Нам остается только догадываться что богатые арабы дали украинским руководителям, в сообщении говорится, что это была гуманитарная помощь. Я обращу лишь внимание на тот факт, что накануне Нового года резко уменьшились денежные потоки «помощи» Украине от США и стран ЕС, поэтому и обмен получился не эквивалентным. Совпадение? Не думаю ©.
Но последующие дни будут трудными для бывших пленных. Пленум Верховного суда РФ выдал несколько определений, касательно сдачи военнослужащих в плен. Почти все они предусматривают уголовную уголовную ответственность за сдачу в плен, кроме случаев, когда военнослужащий предпринял меры для освобождения, вернулся к месту службы и не совершил в плену преступления. На определения Верховного суда ориентируются суды и военные трибуналы при вынесении приговоров. Теперь каждый случай сдачи в плен будет тщательно проверяться с помощью допросов и иных действий следственного характера.
Как попадают в плен? Обычно это известно только из рассказов пленных или стороны противника. Командир, как правило, не может подтвердить или опровергнуть обстоятельства попадания своего подчиненного в плен, потому что, его в этот момент обычно рядом нет. Он может лишь пояснить условия, которые предшествовали возможному попаданию в плен его подчиненного. Довольно часто такой военнослужащий вообще числится как пропавший без вести, иногда боец и вовсе продолжает числиться в списках учебных воинских частей, но никто не может сказать, где он и что с ним, командиры даже могут объявить их дезертирами. И родственники ничего не знают о попавшем в плен, если только сами украинцы не снимут об этом сюжет. Во вчерашнем репортаже один из освобожденных рассказал, что 8 месяцев его семье ничего не было известно о месте пребывания главы семьи.
В плен попадают в результате неразберихи и недомыслия, если командованием утрачено управление боем, а сами солдаты не знают, что им делать. Из-за нехватки кадровых офицеров младшего и среднего звена командирами становятся резервисты, которые не владеют навыками управления боем. Иногда солдаты не владеют боевой ситуацией, обстановкой, не знают, где свои, где чужие, какие задачи поставлены, либо не знают, как их выполнить.
В плену военнослужащие могут оказаться, если противник застал врасплох и вынудил сдаться. Во время ранения и контузии, в бессознательном состоянии. Когда закончился боекомплект, повреждено или утрачено оружие, нет ни сил, ни возможности сражаться дальше. Некоторые ребята просто трусят, чем пользуется враг. У некоторых отсутствует воля и мотивация. Следует отметить, что наименее подготовленные солдаты попадают в плен чаще, чем профессионалы. Российские военкоры проанализировали состав попавших в плен наших солдат и офицеров и выяснили, что 80% из них — это добровольцы (35%) и мобилизованные (45%).
Приведу лишь один пример попадания в плен. Доброволец Виктор Масягин из Ленинградской области попал в плен, когда его группа столкнулась с превосходящими силами противника. Был несколько раз ранен, прикрывая отход группы. Окружили со всех сторон, когда закончились патроны. Враги хотели его пристрелить, но по телефону им сказали, что раненого нужно доставить в штаб, в плену был 4 месяца.
В самом в самом начале операции официальные лица МО РФ вообще избегали темы пленения наших солдат и умалчивали о таких случаях. Лишь после нажима общественности и военкоров власть признала эту проблему и стала участвовать в обменах. Только в 2022 году из плена было высвобождено более 1000 человек. И все же хорошо, что здоровые и красивые мужчины возвращаются домой живыми. В любом случае уважения к ним больше, чем к релокантам.
Информации о том сколько бойцов осуждено по итогам расследования и сколько вернулось на поле боя мне найти не удалось. По-видимому только через несколько лет после окончания СВО она появится.
|
</> |