рейтинг блогов

Размышления о ведении бизнеса в России. Часть VIII. Изнанка «мелких» задач

топ 100 блогов fritzmorgen26.10.2015Бизнес Размышления о ведении бизнеса в России. Часть VIII. Изнанка «мелких» задач

В Петербурге некоторое время назад для традиционных таксистов настали тяжёлые времена. Во-первых, появилась компания «Таксовичкоф», которая сразу же выпустила в город массу автомобилей и установила очень низкие цены на поездки. А во-вторых, начал активно раскручиваться сервис Яндекс.Такси – с ещё более низкими ценами, чем даже в демпингующем «Таксовичкоф».

Из-за этих новых конкурентов пришлось снижать цены и «старым» таксистам. Доходы таксопарков серьёзно просели – и это вылилось в потоки ненависти к «Таксовичкоф», про который другие таксисты начали по своей инициативе рассказывать пассажирам разные нехорошие истории. К Яндекс.Такси ненависти было гораздо меньше – так как Яндекс.Такси стал для обычных таксопарков не только конкурентом, но и заказчиком.

Лично я пользуюсь теперь Яндекс.Такси постоянно – так как к этой системе подключено огромное количество автомобилей, и при заказе такси приезжает обычно в течение 10-15 минут. Однако для поездок на вокзал и в аэропорт я всё равно пользуюсь услугами «6000000» – одной из старых проверенных «оффлайновых» служб такси, так как Яндекс.Такси задирает цены на дальние расстояния, и так как у Яндекс.Такси нет нормальной системы контроля качества.

Если я заказываю в «6000000» такси на 6 утра, я могу быть уверен, что таксист не проспит, а будет стоять в 6 утра под окнами моего дома. С «Яндекс.Такси» и с другими «бюджетными» службами у меня случались неприятные инциденты.

С другой стороны, для поездок на короткие дистанции я использую теперь почти исключительно «Яндекс.Такси» – так как у того же «6000000» нет достаточного количества машин, чтобы гарантированно подавать их хотя бы в течение получаса после звонка. Кроме того, если в «Яндекс.Такси» минимальная стоимость поездки составляла не так давно 50 рублей, то в обычном такси только за посадку надо заплатить рублей 300-400. Моя природная жадность не позволяет мне транжирить время и деньги таким безблагодатным образом.

Плавно перехожу к сути поста, который вы, наверное, сочли уже рекламным из-за того, что у меня нет английской привычки писать о коммерческих структурах «плохо или ничего».

Как вы уже поняли из вступления, «Яндекс.Такси» позволяет, например, доехать от автосервиса до метро за 50-100 рублей, почти как на маршрутке, только на такси. Это, конечно же, очень удобно.

Вместе с тем у «Яндекса» нет нормального механизма контроля за таксистами, из-за чего таксист может просто взять и не приехать на заказ. В этой ситуации у клиента в приложении обычно даже не появляется кнопки «пожаловаться», поэтому скотское поведение таксиста не отражается на его рейтинге.

Некоторые хитрозадые таксисты даже звонят клиентам и говорят что-то типа «ой, у меня сломалась машина, отмените заказ, пожалуйста». Таким образом они полностью перекладывают ответственность за срыв поездки с себя на пассажира.

Почему «Яндекс» не решит эту проблему, добавив после нажатия кнопки «отмена» поле причина отмены заказа» – вопрос к разработчикам «Яндекса». Они, вообще, весьма талантливые ребята, но иногда делают довольно странные вещи. Так, например, в отличном приложении «Яндекс.Навигатор» есть несколько легко решаемых недоработок:

1. Приложение до сих пор не умеет запоминать, в какую сторону был повёрнут нос автомобиля перед потерей связи со спутниками.
2. Приложение по умолчанию считает всех водителей обочинщиками, которые готовы лезть без очереди в каждую щель и объезжать пробки по карманам-дублёрам.
3. Приложение не умеет отличать удобные повороты налево от неудобных, на которых надо иногда простоять по 10 минут, ожидая просвета в движении.

Так вот, возвращаясь к водителям, которые не приезжают на вызовы. Что происходит с точки зрения клиента?

Клиент вызвал такси, стоит на морозе, ждёт. Ему нужно куда-то успеть, его время ограничено. Внезапная отмена поездки для него может быть крайне неприятной – придётся делать новый заказ и ждать ещё минут 15-20, которые имеют шанс вылиться, например, в опоздание на поезд.

Что происходит с точки зрения таксиста?

У него на экране висит заказ на 50 рублей. Конечно, за этот заказ таксисту ещё доплачивает ради привлечения публики демпингующий «Яндекс», но всё равно таксист больше 100-150 рублей за вычетом бензина не заработает. Разумеется, если таксист видит на экране более интересный заказ, у него есть искушение отменить короткую поездку ради длинной, с которой он заработает больше денег.

И вот тут можно наблюдать важный вывих сознания, которому, собственно, и посвящена эта статья. Таксист часто не понимает, что мелкий для него заказ может быть весьма важен для клиента. Поэтому думает – ну, какая мелочь, 50 рублей, отменю.

Как-то я поймал такого таксиста, когда он уже выезжал со двора. На вопрос, почему таксист меня не подождал, был получен замечательный ответ: «я подумал, что это дети балуются, заказ-то мелкий». Таксисту даже не пришло в голову, что для пассажира главное в поездке – отнюдь не цена, а возможность вовремя добраться из точки «А» в точку «Б».

Приведу зеркальный пример. Нечистоплотные люди имеют привычку заказывать сразу 2-3 такси и ехать на том, которое приедет раньше. С их точки зрения всё в порядке: они ведь никуда не поехали на «лишних» такси, следовательно, и претензий к ним предъявлять не за что. Таксисты однако в таких ситуациях приходят в ярость, и если видят своего обманутого коллегу могут даже вовсе отказаться везти таких хитрых пассажиров.

Обратная ситуация – когда мелкий для самого таксиста вопрос становится критичным для клиента – находит понимание уже далеко не у всех.

На эту тему есть отличная жизненная зарисовка, которая хорошо иллюстрирует неспособность некоторых людей занять точку зрения другого человека.

Двое идут мимо «Макдональдса».
– Давай внутрь зайдём, мне в туалет надо.
– Не, пошли дальше, мне пока не хочется.

Плавно перехожу к бизнесу. Удивительно, но многие серьёзные бизнесмены имеют такой же инфантильный уровень мышления. Они ценят своих деловых партнёров и готовы многое сделать ради сотрудничества, но прокалываются на мелких заказах.

Допустим, клиент заказывает сервер за 3 миллиона рублей. Все бегают вокруг и тщательно следят за ходом исполнения заказа, лично директор контролирует ход закупки и доставки. Клиент доволен.

Допустим, клиент теперь заказывает маленькую дополнительную плату для этого сервера, которая стоит 3 тысячи рублей. Выполнение заказа поручают помощнику младшего менеджера по закупкам, который успешно про него забывает вовсе. Когда клиент через месяц приходит расторгать договор все удивляются – и чего это он из-за такой мелочи, всего-то 3 тысячи рублей. То соображение, что для клиента это не 3 тысячи рублей, а месячная задержка серьёзного проекта, обычно во внимание не принимается.

Подведу итог

Разумеется, невозможно уследить за всеми мелочами. Однако прежде чем класть какую-нибудь мелкую задачу клиента на дальнюю полку, стоит прикинуть – считает ли эту задачу мелкой сам клиент.

По моему опыту, самые большие претензии к качеству возникают именно на основе таких вот неправильно оцененных «мелочей».

PS. Предыдущие статьи серии:

Часть I. Кого слушать, а кого не слушать: http://fritzmorgen.livejournal.com/782383.html
Часть II. Государство и криминал: http://fritzmorgen.livejournal.com/782828.html
Часть III. Капитал: http://fritzmorgen.livejournal.com/783230.html 
Часть IV. Ответственность: http://fritzmorgen.livejournal.com/784667.html
Часть V. За чей счёт банкет: http://fritzmorgen.livejournal.com/786316.html
Часть VI. Невидимый компаньон: http://fritzmorgen.livejournal.com/789432.html
Часть VII. Нанимайте профессионалов: http://fritzmorgen.livejournal.com/794504.html

Оставить комментарий

Посты по теме:

Вести Экономика

"Яндекс" хочет заменить журналистов роботами
Вести Экономика
Напомним, что 13 октября этого года в "Яндекс" объявили о сотрудничестве с Microsoft. Соглашение даёт пользователям из России, Белоруссии, Казахстана, Украины, Турции и ряда других стран возможность легко обновиться до Windows 10 с поиском Яндекса. Яндекс станет ...
"Яндекс" научит роботов делать новостиРоссийская Газета
«Яндекс» создаст информагентство с написанными роботами новостямиРБК
«Яндекс» хочет заменить журналистов роботами-новостникамиМосковский комсомолец
Коммерсантъ -Lenta.ru -Forbes Россия
Все похожие статьи: 187 »

Ferra

«Яндекс» предложил 500 тыс. руб. за взлом своего браузера
РБК
В сентября, как писал РБК, «Яндекс.Браузер» вышел на второе место по популярности в России в версии для десктопов (настольных компьютеров и ноутбуков): по состоянию на 1 сентября 2015 года доля «Яндекс.Браузера» среди пользователей ПК в России составила 15,4%, у Opera ...
Яндекс дает до полумиллиона рублей за уязвимости в Яндекс.БраузереFerra
«Яндекс» предложил 500 000 рублей за взлом «Яндекс.Браузера»Forbes Россия
Яндекс заплатит за взлом своего браузераSostav.ru
Деловой Петербург -Meduza -Яндекс -Блог Яндекса - Яндекс
Все похожие статьи: 46 »

Российская Газета

"Яндекс" опроверг открытие офиса в Иране
Российская Газета
Российская компания "Яндекс" не планирует в ближайшее время открывать новые офисы, в том числе в Иране. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на заявление пресс-службы "Яндекса". "Мы всегда готовы обсуждать новые партнерства, но на текущий момент у нас нет конкретных планов ...
Министр связи Ирана сообщил о планах «Яндекса» выйти на иранский рынокРБК
Компания «Яндекс» выйдет на иранский рынокКоммерсантъ
«Яндекс» откроет офис в ИранеSlon.ru - Редакция деловых новостей
РИА Новости -Finanz.ru -seonews.ru
Все похожие статьи: 112 »
Архив записей в блогах:
Случай в летной столовой Во время службы в Белоруссии, в г. Лунинце, нас было трое старших лейтенантов. Молодые летчики, мы жили в гостинице на аэродроме без семей. В один из выходных дней решили прогуляться в город. В городе зашли в ресторан ...
DME, август 2023 ...
Накануне открытия выставка анимационного детского порно «Udstilling ом Animeret B?rneporno» (куратор Christian Hviid Mortensen) экспозицию посетили двое переодетых в гражданскую одежду полицейских, которые в ответ на жалобы общественности сделали видеозапись шоу. ...
Пилоты и танкисты! Сегодня цель у вас одна, но отнюдь не общая - контроль над стратегическим объектом. На этот раз сражение развернется за локацию “Моздок”, точнее за её небольшую часть - центральную дорогу, владение которой позволит ускорить доставку снабжения контролирующей сторон ...
Шоу "Давай поженимся" скоро вернется в эфир Первого канала. Новые выпуски программы будут ориентированы на создание семьи и здоровых отношений, сообщила Лариса Гузеева. Видимо, сразу будут венчать и отправлять делать детей. Сразу ...
  • foetoiz : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера #mu

  • duptiyse82 : Веркотерен планирует освежить своих футболистов после Кубка ФНЛ #яндекс #яндекс

  • igapeka : Как бы ты ни старался выглядеть крутым, Яндекс.Директ всё равно предложит тебе рюкзак с HelloKitty.

  • staderen88 : Фредди Юнгберг возобновил карьеру игрока в Мумбай Сити #rt #яндекс

  • _beacon__ : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера https://t.co/f8HDvt0C0y

  • AlbanyLittleLea : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера https://t.co/b3sPY4iTvO

  • Manana0311 : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера https://t.co/m3gmMk27jl https://t.co/fGQeXFIcTV

  • LENNYW33 : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера https://t.co/eFbKJsi83E https://t.co/qfr0wrHmMe

  • Mirzieytarius : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера https://t.co/wG7nU0Wmwy

  • PietroSummers : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера https://t.co/oWXVe99UX1

  • AlPetrovna2014 : #новости АвтоВАЗ анонсировал новый полноприводный автомобиль #Яндекс

  • AlPetrovna2014 : #новости В Китае стартовало производство внедорожника Jeep Cherokee #Яндекс

  • neitarghh : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера https://t.co/6EQglx66q8

  • ashleenouveau_ : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера https://t.co/cKnZ69FUUF

  • Anton1338 : «Яндекс» заплатит 500 тысяч рублей за взлом своего браузера https://t.co/UulbCo44xV