различие Запад-Восток в части брачной морали

топ 100 блогов marss204.09.2021
В  Европе "еще в средние века прочно утвердился обычай майората, то есть единонаследия старшего сына.
Только он наследовал дом, землю и другую недвижимость своего отца.
И, соответственно, только старшая дочь получала от своих родителей приданое в виде недвижимости.
В те времена только мужчина, располагавший землей и капиталом, приносившими доход, достаточный для содержания семьи, мог вступать в брак, и только женщина, располагавшая соответствующим приданым, могла рассчитывать на замужество.
Дробить земельные участки между разными детьми не было принято...
***
Поэтому младшие сыновья должны были изыскивать самостоятельные источники дохода: они поступали на военную службу, нанимались в батраки, уезжали за океан - в Америку
(вся Латинская Америка была завоевана идальго - младшими сыновьями испанских дворян)
или принимали духовное звание.
Младшие дочери из дворянских семей поступали в монастыри,
а из крестьянских или мещанских - нанимались в качестве домашней прислуги.
Некоторые младшие родные или двоюродные сестры из дворян оставались жить при доме своих замужних сестер или женатых братьев в качестве дуэний при своих племянниках и племянницах.
Если эти младшие сыновья и дочери (кроме принявших духовное звание) собственными усилиями сколачивали капитал, необходимый для создания семьи, они вступали в брак, но, как правило, довольно поздно.
В Европе 17-19 вв. очень многие мужчины женились только после 30 лет, а женщины выходили замуж после 25 лет, а 10-20 % (иногда и больше) мужчин и женщин вообще никогда не вступали в брак.
***
Наиболее характерные черты такого (то есть западноевропейского) типа брачного поведения - это даже не количественное  - поздние браки, высокий уровень окончательного безбрачия, принцип нуклеарной семьи, - а принципиально качественное отличие от брачной морали, существовавшей тогда и существующей теперь в большинстве стран мира.
В Западной Европе не считалось тогда (и, в общем, не считается и теперь), что не вступить в брак - это значит быть не таким, как все.
«Старые холостяки» и «старые девы» никогда не были окружены презрением, как это было в азиатских странах или в России.
Конечно, считалось, что лучше быть женатым или замужней, но с непременным условием - если ты в состоянии содержать семью.
Вступление в брак людей несостоятельных иногда имело место, но это был более резкий вызов общественному мнению, чем отказ от брака вообще.
Отчасти такая мораль сохранилась в западноевропейских государствах и странах, заселенных потомками выходцев из них (США, Канада, Австралия), до сего дня...
***
В России (как, впрочем, и в «восточных» культурах), брачная мораль уже в средние века резко отличалась от морали западноевропейской как по количественным, так и по качественным характеристикам.
Считалось, что вступать в брак нужно в раннем возрасте, независимо от того, есть ли у молодых необходимые средства для содержания семьи.
Не было майората: наследниками являлись все дети.
Древнейшие памятники русского права не налагают никаких ограничений на  предсмертную волю отца:
«Как кто, умирая, разделит свой дом детям, на том и стоять»;
такова основа наследственного права по Русской Правде.
Закон не предполагает, чтобы при детях возможны были какие-либо другие наследники по завещанию.
***
Взгляды на брак, семью, детей своим происхождением и существованием обязаны комплексу социально-экономических факторов, в ряду которых - невозможность существования крестьянского хозяйства вне семейной формы. 
Безбрачие (холостое состояние) даже в первой половине XIX в. рассматривалось как  своего рода безнравственное поведение (кроме, конечно, «черного» духовенства ...).
Не вступить в повторный брак после развода или овдовения считалось почти так же плохо (для молодых мужчин и женщин), как никогда не вступать в брак.
С точки зрения русского земледельца брак - важнейшее условие порядочности человека, его материального благосостояния и общественного веса.
Вступление в брак - моральный долг.

*** 
«Неженатые мужчины, достигшие бракоспособного возраста, вызывали подозрительное и презрительное отношение.
Их называли обидными прозвищами...
Люди вслух, в их присутствии, бесцеремонно выражали свои догадки об их физическом уродстве как причине безбрачного состояния».
Невеселая судьба ожидала и незамужнюю женщину, которая девичеству всегда предпочитала самую плохую партию (о чем свидетельствуют многие русские пословицы).
***
Отсутствие необходимых средств не препятствовало вступлению в брак даже самых бедных людей, как, впрочем, и теперь это не является вызовом общественному мнению.
Не было также принято обязательное проживание женатых детей отдельно от родителей сразу же после свадьбы (по принципу нуклеарной семьи на Западе) и считалось допустимым содержание первых за счет последних в течение нескольких первых лет брака.
Вообще, вступление в брак не означало немедленного начала самостоятельной жизни.
Поскольку в брак вступали подчас в очень раннем возрасте, то, по сути дела, молодые приобретали не столько супруга, сколько новых родителей.
Собственно говоря, такое положение и сейчас считается нормальным, когда родители, поженив детей, продолжают заботиться о них и поддерживать материально (а впоследствии и их детей, то есть внуков).
В обыденном сознании «нашего» человека сформировалось достаточно четкое представление о роли бабушек и дедушек в жизни подрастающего поколения.
Мы принимаем как должное и зачастую осуждаем неучастие старшего поколения в осуществлении материальной и какой-либо другой помощи с их стороны.
***
Таким образом, наиболее характерные черты «российского» (восточного) типа брачного поведения,
то есть его количественные характеристики
- ранние браки, несостоятельность, совместное проживание  с родителями и др.,
- порождали принципиально качественные его характеристики, отличающиеся от европейского типа брачного поведения.
Все это привело ко многим идеям современной российской брачной морали, идеям, исторически свойственным российскому менталитету:
пренебрежительное отношение к «старым девам» или женщинам, предпринимающим неудачные попытки замужества (психологически мучительная проблема для женщины);
скрытое презрение к разведенной женщине, повторно не вступившей в брак после развода;
безразличное отношение к потомству со стороны мужчины, с легкостью оставляющего своих детей на иждивение и заботу матери (поскольку ему и оставлять-то нечего), и т. д.
***
На Западе способы организации семьи способствовали развитию индивидуализма и предприимчивости.
На Востоке требовались другие психологические черты - умение ладить с многочисленными родственниками и подчиняться авторитету старшего, а затем - умение навязывать свою волю младшим ради поддержания порядка в семье и хозяйстве.
С этим же была связана и привычка рассчитывать на своеобразный минимум, причитающийся каждому уже по праву рождения...".

.
cyberleninka.ru/article/n/dihotomiya-zapad-vostok-v-kontekste-brachnoy-morali

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фонд "Даунсайд Ап", который уже 15 лет меняет к лучшему жизнь детей с синдромом Дауна в России, в своем блоге downsideup_blog предлагает посмотреть ожидаемый мультфильм и сделать доброе время одновременно. Такой способ сделать благотворительность частью нашей жизни ...
Девочки мои милые и дорогие, всех вас с Наступающим Новым годом!!! Счастья вам , любви и как обычно СБЫЧИ МЕЧТ!!!))) А мечты действительно сбываются. Особенно когда мы в этом друг другу помогаем, правда??)) Пусть в Новом году как можно больше желаний ...
«Лиса меняет шерсть, но не нрав» Это я к тому, что работать на работе совсем не обязательно. Главное ни во что не вмешиваться и не делать кому-то замечаний, а уж тем более не стоит хоть чем-то интересоваться. Говорить иногда можно, но кратко и только то, то хотят от тебя услышать. И как ...
Здравствуйте уважаемые. Всю жизнь я хотел кем-то стать и чего-то добиться... Теперь я понимаю, что нужно было быть поконкретнее. Экскурсоводы — это бывшие курсоводы? - Я хочу накопить немного денег на лето. - А что, лето теперь платное? - Сёма, шо ты таки делаешь для сохранения ...
Вчера мне привезли колбасу из Оленины, из Норвегии. В Украине оленину не жрут вообще то. То есть такое добро у нас не продается. Колбаса на вкус классная, не очень жесткая, я думал будет более жесткое мясо. Интересно что в отличаи от наших салями, ...