
Раздавленный майдан


Ровно 30 лет назад, в такой же, как сегодня, теплый и солнечный осенний день, в Москве произошла вспышка насилия, которую тогдашняя президентская власть отчасти сама же и спровоцировала своим указом №1400.
Но она сумела погасить это пламя за 24 часа. Без преувеличения можно сказать, что это были самые страшные часы в истории России с момента распада СССР и по сегодняшний день. Страну удалось остановить буквально в миллиметре от той пропасти, в которую спустя 20 лет рухнула Украина.
Сейчас многие проклинают Ельцина за жесткие и даже жестокие действия 3-4 октября 1993 года, называя расстрел Белого дома преступлением. И эти проклятия, в общем, имеют под собой основания. За два дня в Москве погибло более 150 человек и почти все они были убиты президентскими войсками.
Но я считаю, что решение властей в создавшейся ситуации применить военную силу было вынужденным, спровоцированным и неизбежным. Если бы Кремль проявил нерешительность, то последствия могли быть куда более смертоносными, а счет жертв пошел бы на миллионы.
Танки, бившие по Верховному Совету, расстреляли не только его защитников, сражавшихся за свои идеалы, но и чудовище гражданской войны, которое уже ломилось в дверь и в ближайшее время могло захватить всю страну с гигантскими запасами оружия и крупнейшим в мире ядерным арсеналом.
В общем, у ельцинского режима было множество ошибок, которые, как говорил Тайлеран, хуже, чем преступления, но за то, что он сделал 4 октября 1993 года, осуждать его нельзя. Таково мое мнение и я его открыто высказываю, прекрасно понимая, что у многих моих читателей оно вызовет бурю негодования.
Однако я по-прежнему считаю, что, как бы ни относиться к Ельцину и его команде, его тогдашние противники - Руцкой, Хасбулатов, Баркашов, Макашов, Ачалов, Терехов, Анпилов и Бабурин - были еще хуже! Они отнюдь не являлись борцами за народное счастье, а просто дрались за власть. И если бы им удалось одолеть Ельцина, они бы моментально вступили в смертельную драку между собой.
А за что действительно можно и нужно осуждать военное командование во главе с тогдашним министром обороны Павлом Грачевым, так это за сумбурность и неорганизованность "антибелодомовской" операции, из-за чего погибло много зевак и случайных прохожих, а также неоднократно отмечались случаи стрельбы по своим. Впрочем, отчасти это можно объяснить спонтанностью и отсутствием времени на подготовку.
Так или иначе, армия с грехом пополам свою задачу выполнила: вооруженный "майдан", который запросто мог погрузить страну в пучину хаоса, был быстро и решительно подавлен. Очень жаль, что в 2014 году Янукович не решился отдать соответствующий приказ тогда еще подчинявшмся ему, как верховному главнокомандующему, украинским вооруженным силам. Это сохранило бы Украину и миллионы человеческих жизней.
Свои мнения вы можете высказать в комментариях, прошу лишь о том, чтобы это было корректно. А для начала давайте взглянем на московские фотоснимки осени 1993 года и вспомним те уже почти былинные времена.

В первом ряду слева - лидер фашисткой организации "Русское национальное единство" (РНЕ) Александр Баркашов, в центре - назначенный "президентом" Руцким "министр обороны" Владислав Ачалов, справа - будущий журналист, а тогда - порученец Ачалова Марат Мусин на фоне Белого дома.

Сам Руцкой в окружении своих сторонников, среди которых выделяется парнишка с характерной баркашовской свастикой на рукаве.

Боевики РНЕ - "гвардия" Белого дома.

Они же демонстрируют свой фирменный жест.

И снова они же, пока что без оружия.

Баррикада, на которой "имперка" монархистов соседствует с советскими флагами. Дедушка Ленин и прочие революционеры, увидев такую комбинацию, наверняка перевернулись бы в гробах.


Сторонники Руцкого и Хасбулатова прорывают кордоны ОМОНа на Крымском мосту.


Баррикада и горящие покрышки на Смоленской площади. Всё как в Киеве 20 лет спустя, только флаги другие.

3 октября в руках у "белодомовцев" появились автоматы.

И они пошли на штурм московской мэрии.

Мэрия захвачена.


Генерал Макашов в эйфории победы призывает штурмовать телерадионтр в Останкино, чтобы объявить в эфире о смене власти.


Сбор повстанцев в вестибюле мэрии перед броском на Останкино

Грузовик макашовцев пробивает стеклянную стену вестибюля телецентра.

Атакующие у выбитого входа в здание, которое охранял отряд спецназа "Витязь".

Боевики входят в телецентр. Справа в берете Макашов.

Тот самый гранатомет, выстрел из которого детонировал бойню в центре Москвы. Интересно, что гранатометчик, сделавший этот роковой выстрел, не понес никакой ответственности, попав под амнистию. Впрочем, как и все остальные выжившие участники конфликта.

Баррикада сторонников Ельцина на Тверской, защищавшая подход к Моссовету со стороны Манежной площади.

Солдаты, укрываясь за колесным бронещитом, продвигаются к Белому дому.

Танки Таманской дивизии на Кутузовском проспекте.

Танки выдвигаются на огневую позицию.

Солдаты прячутся за гранитным парапетом от стрельбы со стороны Белого дома.

После нескольких снарядных попаданий на 12 этаже здания начался пожар.

Пожар потушен, но через некоторое время обстрел возобновился.

Защитники Белого дома выходят с белыми флагами в сопровождении журналистов и президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, взявшего на себя роль посредника в переговорах о прекращении огня.

Капитуляция.

Фотографии Александра Шогина, Дмитрия Борко, Игоря Михалева, Валерия Христофорова, Владимира Вяткина, Виталия Созинова, Петера Дейонга, Лауры Ильиной и Алексея Калиновского.
|
</> |