Опоздавший защитник


Ровно 85 лет назад, 2 октября 1938 года, летчик испытатель Марсель Доре впервые поднял в воздух первый прототип самолета Девуатин D.520 - лучшего французского истребителя Второй мировой войны, который в мае-июне 1940-го не смог защитить Францию от немецких авиаударов.
Французы не очень-то спешили с доводкой и введением в строй этой машины. Хотя испытания успешно завершились еще в марте 1939-го (и тогда же был сделан заказ на 200 экземпляров истребителя), первую серийную машину выкатили из ворот сборочного цеха только в ноябре! С началом войны заказ увеличили до 1800 экземпляров, а в апреле 1940-го - до 2250. Однако к началу германского вторжения, 10 мая, было построено всего 246 D.520, из них лишь 176 успели передать в строевые авиачасти.
Многие из них еше не были освоены летным составом. Тем не менее, 13 мая "Девуатины" вступили в бой. За два дня им удалось сбить 10 немецких самолетов, в том числе четыре "Мессершмитта", при потере всего двух машин. D.520 проигрывал Bf.109E в скорости за счет менее мощного мотора и большего лобового сопротвления, но превосходил в горизонтальной маневренности.
До конца мая "Девуатины" поступили на вооружение четырех французских истребительных авиагрупп, но все равно по численности эта машина значительно уступала морально устаревшему "Морану-Солнье" MS.406, который вплоть до капитуляции Франции составлял большинство авиапарка французской истребительной авиации. К моменту заключения перемирия 25 июня 1940 года французские авиазаводы успели собрать 438 D.520 доведя темпы ежедневного выпуска до 10 машин, но было уже поздно.
За 45 дней активных боевых действий французские летчики сбили на "Девуатинах" 108 (по другим данным - 114) немецких и итальянских самолетов. Собственные потери составили примерно 100 истребителей, но большинство из них было потеряно в авариях, катастрофах, при бомбардировках аэродромов и от зенитного огня. Соотношение потерь и побед в воздушных боях составляло для "Девуатина", согласно французской оценке, примерно 1:7 - великолепный показатель, однако, воздушная, как и наземная война все равно была проиграна Францией.
Интересно, что в дальнейшем D.520 активно применялся в Сирии и Ливане против англичан - бывших союзников Франции по антигитлеровской коалиции. В ходе брианского вторжения в Сирию в мае-июне 1941 года пилоты "Девуатинов" сбили 27 (по другим данным - 30) английских машин, потеряв 11 в воздушных боях и 45 - при налетах на аэродромы. А победный список лучшего французского аса, воевавшего на D.520, - Пьера ле Глоана состоял из четырех немецких, семи итальянских и семи английских самолетов.

Предшественник D.520 - истребитель D.513, не принятый на вооружение, поскольку его летные характеристики не удовлетворили французских военных.

Прототип D.520, отличавшийся от серийных машин более "приплюснутой" формой киля и костылем вместо хвостового колеса. На испытаниях самолет летал неокрашенным и со снятой сдвижной частью фонаря для облегчения покидания самолета в аварийной ситуации.

D.520, совершивший вынужденную посадку во фремя Французской кампаниии 1940 года.

Окраски D.520 из различных эскадрилий, принимавших участие в Битве за Францию 1940 года. Внизу - машина захваченнная немцами и переданная их болгарским союзникам. В 1943 году болгарские "Девуатины" принимали участие в отражении налетов американской авиации.

D.520 с опознавательными знаками прогерманского режима Виши.


Современный снимок D.520, сохраненного в летном состоянии.
|
</> |