Рай и ад садочка биля хаты
andreyvadjra — 04.08.2019Когда-то мне удалось рассмешить обычно невозмутимых депутатов бундестага. После небольшой лекции, на кофе-брейке, я рассказал им, как всегда на примере, чем отличается геополитический рай и ад. Рай – это положение вещей, при котором немец работает полицейским, итальянец – любовником, англичанин – механиком, а русский – балеруном. А ад? Это когда итальянец работает полицейским, немец – любовником, русский – механиком, а англичанин – балеруном. Долго смеялись, хотя «про немца» восприняли неохотно.
А я тогда задумался над механизмами и структурой комичного.
Комичное (и близкое к нему трагичное) всегда возникает при путанице структур и функций. То есть, когда структура (сущность, орган, субъект, личность, инструмент и т. д.), предназначенная для выполнения строго очерченной функции, вдруг берется за функцию другую. Была когда-то старая, но дико смешная болгарская комедия, как директор академического института, чтобы закончить фундаментальный труд научной жизни, на время передоверяет руководство заведением своему брату-близнецу – базарному мяснику. Море потешных ситуаций! (Даже больше, чем когда мясник руководил украинским правительством.) Или польская подзабытая комедия, где обычного таксиста принимают за авторитетного киллера. А еще был убойный по юмору шведский детектив, где власть в стране захватывают ветеринары в прорезиненных передниках и правительство превращают в живодерню. А помните незабвенного «высокого блондина в черном ботинке»? Но смешнее, конечно, когда такие заморочки происходят в реальной жизни.
Например, когда активисты захватили Киевсовет, в кабинете мэра ночевала уборщица и она же отвечала на звонки типа: «Шо, прорвало коллектор? Так нехай их всех порвет, шоб долги с бедных людей не собирали!»..
Короче, таких примеров, раскрывающих суть комичного, тысячи. Юмор – это щелчок по носу житейской логике, утверждающей, что нельзя, например, забивать гвозди микроскопом, кушать, извините, ж…ой, а во главе армии ставить гинеколога. Поэтому мы так оглушительно смеялись над песней Владимира Высоцкого, где он предлагал синхрофазотронщикам помощь простых селян, вооруженных «лопатами и вилами». Поэтому я сам «обхохотался» до слез, когда известный комик Зеленский, наяривал на рояле марш не своими юркими пальцами, а тупо одним членом.
Такова, повторюсь, природа «смехачества»: используй (только серьезно, с верой и пафосом) нечто не по назначению и сразу станет мучительно весело. Адски смешно! Подробнее читайте у Михаила Михайловича Бахтина. Ох, не прав был добрейший баснописец дедушка Крылов! От рассадки друзей многое зависит. Точнее – все. Или это райская музыка, иногда с грустью, или адская какофония, хотя и безумно смешная...
На этом функциональном детерминизме, собственно, строится целая классовая доктрина устройства общества. Все сожители любого комьюнити стратифицируются в зависимости от…
Полностью читать ЗДЕСЬ
|
</> |