рассказ неизвестного человека

ПЕЙЗАЖ
Когда долго живешь в деревне, два километра пешком от шоссе, а по
шоссе пять километров до ближайшего городка, когда живешь в деревне
даже не просто долго, а всегда, вот тогда – когда это всегда снова превращается в долго –
начинаешь понимать, что никакой особой прелести жизнь в деревне не
дарит. Тем более – мудрости, или каких-нибудь чрезвычайных чувств.
Например, чувства близости к природе, или отстраненности от мирской
суеты, – кстати, хотелось бы знать, что это такое, если не просто
слова?
Жизнь, в общем, та же, что и в большом городе, и в среднем, и в
маленьком, и в России, и в Европе, и в Америке. Это я знаю точно.
Не знаю, может быть, в Индии или в Африке как-то по-другому, готов
поверить, но подтвердить не могу – не бывал, не живал.
Однако выйти вечером за околицу, дойти до крутого спуска к реке и
посмотреть – в многотысячный раз – как птицы на закате усаживаются
рядком на провода, как клочок прибрежной высокой травы неуловимо
отплывает от мокрой кромки и замирает на едва рябой воде и не
решается двинуться ни вправо, ни влево – но это уже было описано, я
читал и учил это в ранней молодости –
Flumen est Arar incredibili lenitate, ita ut oculis, in utram
partem fluat, iudicari non possit (Река Арар невероятно спокойная,
так что глазами невозможно определить, в какую сторону она течет.
Записки о галльской войне, I, 12).
Нам говорили, что это первое описание пейзажа в европейской
литературе – если не считать таковым весьма условный «дым, от
родных берегов вдалеке восходящий» (Одиссея, α, 57).
Да. В деревне выйти вечером поглядеть на закат – хорошо.
Впрочем, и в городе, стоя на балконе, локтями опершись на
разогретое за день железо ограды, я видел то же солнце, тех же птиц
на проводах. Только клочка прибрежной травы, качающегося посреди
недвижной протоки – в городе нет. Но есть окно напротив. Там цветы
и синяя бутылка с водой на подоконнике. Там кусок шкафа, подвеска
люстры и лоскут коврика на стене. Там толстый человек в майке. Он
высовывается в окно покурить, сгоняет муху с лысины, и думает –
остаться в этой тоске или убежать в деревню? Он нерешителен, как
тот плавучий островок. Да и течение его не слишком подгоняет. Он
гасит окурок. Он приплевывает на него. Быстро оглядевшись, он
кидает окурок вниз. Он закрывает окно. Он остается здесь.
Окурок с неслышным звоном падает на сизый асфальт. Солнце
садится.
У нас оно тоже садится, в тот же самый час, несмотря на все
особости сельской жизни. Птицы по одной слетают с проводов. Вдали
едет мотоциклист. Въезжает в заречную деревню. Видно, как он
сворачивает во двор. Мотор замолкает. Еще через минуту в том доме
загорается свет. Можно дождаться, пока он погаснет.
А можно идти домой.
|
</> |