Радость от Христа, а печаль от диавола

- Почему тоскуешь? Потонули твои корабли? Куда ты их отправила? В Атлантический океан?
Ты что, разве по такой погоде посылают корабли в плаванье? Сколько затонуло?
- Все, геронда, затонули.
- Прекрасно, тогда у тебя нет имущества, и ты можешь стать хорошей монахиней! Почему ты всѐ время не прославляешь Бога? Чего тебе не хватает? Если тоскует человек, который находится вдали от Христа, я это понимаю, но если тоскует тот, кто близок ко Христу, это понять трудно. Ведь даже если у тебя что-то болит, твою боль умягчает Христос.
У человека не может быть горькой печали, потому что если он свою печаль принесѐт ко Христу, то она станет сладким нектаром. Если у кого-то есть печаль, то это значит, что человек со своими горестями не идѐт ко Христу.
Радость от Христа, а печаль от диавола. Знали бы вы, как я огорчаюсь, когда вижу монаха с выражением лица, как у хозяина бакалейной лавки, которого лишили прибыли. Другое дело печаль по Богу, радостнотворный плач. Тут человек радуется. Его молчание, его собранность источают в его сердце мѐд. Когда вижу такого человека, хочется ему ноги целовать.
- Откуда человек может понять, что его печаль действительно по Богу?
- Допустим, человек совершил грех и переживает. Если он огорчается из-за того, что опечалил Христа, то ощущает в сердце сладостную боль, потому что Бог разливает в его душе сладость, Божественное утешение. Эта печаль по Богу. А если человек постоянно пребывает в печали, чувствует страх и отчаяние, то он должен понять, что эта печаль не по Богу. Печаль по Богу - это духовная радость, она приносит в сердце утешение. А печаль, которая не по Богу, приносит страх и безысходность.
- А если, геронда, человек духовный огорчается из-за того, что какой-нибудь еретик пользуется его именем и наносит людям вред?
- Эта печаль оправдана, человек должен переживать, потому что многим наносится вред. Но и в этом случае реагировать надо духовно. Если человек воспримет всѐ смиренно и скажет. "Боже мой, я не хочу, чтобы люди пострадали, просвети их, чтобы они уразумели истину". Если он так скажет, то будет мирен. Но если станет суетиться и говорить: "Что делать? Моим именем пользуются и губят людей", то покоя ему не будет. Во всяком случае, если человек сам не виноват и совесть у него спокойна то, даже если другие его огорчают, он будет получать большое
Эгоизм всегда приносит печаль и страх
- Геронда, я постоянно думаю о той своей ошибке, которая Вас огорчила, и меня охватывает печаль.
- Перестань, уже всѐ прошло. Ничего, кроме огорчения, это тебе не даст, и ничем не поможет.
Но быть внимательней в будущем, это бы тебе не помешало. Продолжай дальше бороться усердно.
Все люди допускают ошибки, но Благой Бог, как Отец, нас защищает. Для этого у Него есть святые, для этого он каждому человеку дал Ангела-хранителя, чтобы тот его защищал, для этого Он выделяет людей духовных, чтобы те помогали другим людям.
- Меня гнетѐт печаль о моих падениях, геронда, и я устаю подвизаться.
- Это от эгоизма. Ты не склоняешься, потому выбиваешься из сил. Нет смирения, покаяния, сокрушения, но есть эгоизм, а эгоизм всегда приносит печаль и страх. Когда у человека нет покаяния, он огорчается из-за своего эгоизма, человекоугодия, из-за того, что пал в глазах других, тогда в нѐм живут тревога, горечь, боль.
- Значит, если человек после своего падения сильно переживает, то причина этому всегда эгоизм?
- Не всегда. Это может происходить и от усердия. Когда человек сильно переживает от ревности и усердия, тогда получает большое утешение, которое ободряет не только душу, но и тело.
- Но как мне понять, что я переживаю от усердия?
- Тот, кто переживает от усердия, обвиняет во всѐм себя, а тот, кто от эгоизма - обвиняет во всѐм других и говорит, что с ним поступают несправедливо.
Ущемляется эгоизм, человек начинает дуться, перестает разговаривать... Вот сегодня я двум сестрам сделал замечание за их оплошность.
Обе огорчились и опустили головы. Но одна огорчилась по усердию, так как своей оплошностью опечалила меня, а другая огорчилась от эгоизма. Первая стыдилась даже глаза на меня поднять. А другая, чтобы не испортить свою репутацию, сразу стала оправдываться, не думая о том, насколько серьѐзна еѐ оплошность. Она подумала так: "Я уронила себя в глазах других, мне перестанут доверять. Как мне теперь оправдать свою оплошность, чтобы не испортить репутацию?» Если бы она признала свою ошибку, обвинила бы во всѐм себя, то имела бы утешение. Но она постаралась оправдаться, поэтому покоя у неѐ в душе не было. Мы, когда сами себя оправдываем, даѐм место диаволу, который приходит, воздействует на нас тонким образом и вызывает печаль. Но когда мы принимаем всю вину на себя, тогда Бог берѐт на Себя всю нашу тяжесть. Так что, давайте решим, что нам избрать: смирение, которое даѐт покой, или эгоизм, который приносит печаль, страх и расстройство?
Неблагодарный человек всегда печален
- Почему многие люди, хотя у них всѐ есть, ощущают страх и печаль?
- Если вы видите человека, который испытывает сильный страх, огорчение и печаль, хотя всѐ у него есть, то знайте, что у него нет Бога.
Тот, у кого есть всѐ: и материальные блага, и здоровье, - а он, вместо того чтобы благодарить Бога, выдвигает новые безумные требования, ворчит и ропщет, однозначно, готовит себе место в аду.
Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даѐт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается. Допустим, ему не нравится солнце, и начинает дуть Вардарис, северный ветер, и приносит холод... Не нравилось ему солнце, вот и дрожи теперь от холода.
- Геронда, что Вы хотите этим сказать?
- Хочу сказать, что если мы не воспринимаем благ, которые нам даѐт Бог, и ропщем, то приходят испытания, которые заставляют нас сжаться в комок. Я вам серьѐзно говорю, у кого такие замашки, кто постоянно ворчит и ропщет, пусть знает, что получит от Бога оплеуху, чтобы в этой жизни расплатиться хоть с частью своего долга. А если оплеухи не последует, то это ещѐ хуже, тогда ему придѐтся единовременно, сразу за всѐ расплачиваться в будущей жизни.
- Значит, ропот может стать привычкой?
- Входит в привычку, потому что за ропотом следует ропот и за жалобой жалоба. Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки. Ропотник, сколько бы Бог ему ни давал благословений, он их не чувствует.
Поэтому Благодать Божия отходит от него и приходит искушение. Искушение следует за ним по пятам, и всѐ у него через пень колоду. А благодарного Бог Сам преследует Своими дарами.
Неблагодарность - большой грех, который осудил Сам Христос "Не десять ли очистишася? Да девять где?" (Лк.17,17) - спросил Он прокажѐнного, который пришѐл Его поблагодарить. Христос ждал благодарности от десяти прокажѐнных не для Себя, но для них самих, потому что благодарность им же самим принесла бы пользу.
Тангалашка хочет видеть нас опечаленными
