Рабочих записывают в изгои


Являясь, по меткому замечанию Маркса и Энгельса, всего лишь комитетом по управлению делами капитала, правительство любой буржуазной страны изображает свои действия как «общее благо». Таково необходимое условие выживания эксплуататоров: они удерживают господство, пока большая часть трудящихся убеждена в «бесстрастности» руководителей страны, якобы стоящих «над схваткой».
Подобная дымовая завеса сопровождает и действия властей Узбекистана. Здесь происходит процесс изменения трудового законодательства. По официальной трактовке, цель этого — улучшения на благо всех вовлечённых сторон. В августе президентом Шавкатом Мирзиёевым был подписан указ «О дополнительных мерах по совершенствованию системы трудовых отношений и профессиональной подготовки, а также стимулированию работодателей». В свою очередь, парламент одобрил изменения в ряд законодательных актов, «направленных на усиление гарантий трудовых прав граждан».
Как обычно, дискриминационные положения перемешаны с внешне привлекательными, но малозначимыми нормами, причём главный упор делается именно на последние. Причины такой «маскировки» связаны не только с необходимостью убедить простых граждан в заботе и справедливости чиновников. Официальный Ташкент стремится завоевать расположение западных партнёров. В частности, власти заявляют о желании в полной мере реализовать нормы международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и привести законодательство в соответствие с конвенциями Международной организации труда.
Одной из таких формальных уступок является закрепление в Трудовом кодексе права на забастовку. Как сообщается, поправки чётко формулируют понятие забастовки, порядок её проведения, правила отсрочки, приостановления и прекращения, гарантии для работников и т.п. В этом же ряду — запрет на увольнение по причине беременности либо наличия детей.
В целом, однако, реформа отвечает интересам работодателей. Так, отменяется норма о максимальной продолжительности сверхурочной работы — 120 часов в год. Теперь её объём ничем не ограничен, причём объясняются изменения «повышением производительности труда в организациях и увеличением доходов работников».
Отменена административная ответственность для работодателей, которые отказываются принимать на работу лиц, направляемых органами занятости, даже если на предприятии есть свободные рабочие места. Также компании освобождаются от обязательного предоставления отчётов о наличии таких мест.
Ужесточены правила назначения пособия по безработице. Теперь на него могут рассчитывать люди, проработавшие не менее 18 месяцев за последние пять лет и подавшие заявление не позже, чем через полгода после увольнения. Сами выплаты ограничиваются тремя месяцами. В первый месяц безработный сможет получить 75 процентов своего среднемесячного оклада за последние 18 месяцев, но не больше трёх размеров минимальной зарплаты. Это 3,8 миллиона сумов, или 25,8 тысячи рублей. Во второй и третий месяцы будет выплачиваться половина среднемесячной зарплаты. Чтобы повторно оформить пособие, нужно будет отработать ещё минимум год.
Не исключено, что в ближайшее время антирабочих норм станет ещё больше. Правящая либерально-демократическая партия предложила облегчить процедуру увольнения работников в частном секторе. Так, работодатель не должен будет согласовывать этот процесс с профсоюзами и трудовой инспекцией — ему достаточно будет уведомить их о факте расторжения договора. Планируется также упростить сокращение сотрудников, работающих по совместительству. Их можно будет увольнять без обязательного письменного пре-дупреждения и выплаты компенсаций. По уверениям инициаторов, это улучшит условия развития бизнеса и снизит уровень неформальной занятости.
Разрыв между официальной риторикой и реальным положением дел характерен и для других сфер. Выступая 17 сентября на открытии международного форума «От бедности к процветанию» в городе Наманган, Мирзиёев перечислил достижения республики. По его словам, благодаря проведённым реформам из бедности за последние годы выведены 7,5 миллиона человек, а её уровень по итогам прошлого года снизился до 8,9 процента. К концу нынешнего года, добавил президент, этот показатель упадёт до шести процентов. «Благодаря столь масштабным усилиям Узбекистан стремится досрочно выполнить взятое обязательство — сократить бедность вдвое к 2030 году. Более того, сегодня мы готовы определить ещё более высокую планку: к 2030 году есть все возможности полностью искоренить абсолютную бедность по международным критериям, и мы обязательно этого добьёмся», — заявил Мирзиёев.
Одним из факторов, способствующих снижению бедности, глава государства назвал увеличение ВВП на душу населения c 3,2 до 3,5 тысячи долларов. Однако доходы в стране распределяются крайне неравномерно, а методы исчисления уровня бедности вызывают много вопросов. Минимальными потребительскими расходами в Узбекистане считается сумма в 669 тысяч сумов (4,5 тыс. руб.) в месяц, или 22 тысячи сумов (150 руб.) в день. Малоимущими считаются граждане, чьи расходы не дотягивают до этой черты. Это почти вдвое ниже, чем международный порог крайней нищеты (3 доллара). Даже с учётом этого в четырёх регионах из двенадцати уровень бедности превышает 10 процентов, ещё в трёх он больше девяти процентов. За последний год минимальные потребительские расходы выросли всего на три процента при уровне инфляции почти 10 процентов, что ставит под сомнение адекватность официальной статистики.
Плодами экономического роста в основном пользуются обеспеченные группы. Коэффициент Джини, показывающий глубину неравенства, вырос с 2022 года с 0,312 до 0,346. Учитывая продолжающиеся либеральные реформы в таких сферах, как здравоохранение, образование, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, социальный раскол в стране будет углубляться, а число неимущих останется на высоком уровне.
https://gazeta-pravda.ru/issue/107-31744-30-sentyabrya-1-oktyabrya-2025-goda/rabochikh-zapisyvayut-v-izgoi/
|
</> |